И жить торопимся, и чувствовать спешим: как выжить в ускоряющемся мире?
Вряд ли можно назвать не очевидным успех науки и техники за последний век. Несомненно, темпы научного знания в этот период приобрели характер геометрической прогрессии: быстрые, качественные, глубокие. Менялись теории, создавались новые технические приспособления, приобретала новый характер жизнь. Если отбросить идеологическое влияние в отдельно взятых странах и мире в целом, можно рассудить, что наука действительно упростила жизнь, привнесла в неё что-то новое.
Упрощение повседневной жизни с одной стороны привело к усложнению производственных процессов с другой. Всё то, что сейчас используется человеком, в основе своей составляет сугубо научные достижения. Телефоны, компьютеры, телевидение, Интернет - всё является сладким плодом таинственной науки. Таинственной, потому что её суть неподвластна или просто неинтересна обывателю.
Мир ускоряется. И ускоряется он за счёт великих умов, которые однажды применяют абстрактную идею на практике, давая новый толчок к ускорению жизни. Звучит красиво, и за такой высокопарностью, на самом деле, стоят факты.
Еще во второй половине XIX века лошадь, тянувшая за собой повозку вряд ли могла преодолеть барьер в два-три десятка километров в час. А далее создание двигателя внутреннего сгорания на рубеже веков, его доработка, улучшение, и вот уже во второй половине XX века преодолеваются рубежи в тысячу километров в час... Что называется, говорящий (к тому же, созвучный) пример ускорения мира. Да, он движется всё быстрее и быстрее. И вот уже создан компьютер - научное чудо, опережающее человека в количестве вычислительных операций в минуту. Мир и правда уже летит вперёд, подобно ракете, кстати, тоже служащей примером научных достижений.
Вопреки известному заблуждению "Выживает сильнейший" Эволюционная теория приводит тезис "Выживает наиболее приспособленный". Действительно, гиганты-динозавры доживают свой век (век здесь понятие донельзя условное) в музеях или недрах земли, а некоторые бактерии живут в прямом смысле этого слова с тех же времен. Их вид сохранился, потому что адаптировался к изменениям, происходившим вокруг. Человек, на первый взгляд, тоже вынужден адаптироваться к новой жизни, однако на самом деле здесь существует большая разница. Бактерии были бессильны перед природой - либо изменения, либо смерть, а человечество, напротив, создаёт условия своей жизни само. Уже не страшны высокие и низкие температуры - есть кондиционеры, есть шубы. Не страшны дикие звери, потому что в созданных людьми городах их нет, не страшны приливы и отливы морей, потому что и они объяснены. И тогда получается, что боязнь отстать от идущего вперед мира - это, по сути, всего лишь опасения ретрограда, всеми своими силами пытающегося ухватиться за старое, якобы прочное естество.
Не нужно стараться идти в ногу с миром - так или иначе, вы все равно его догоните и точно уж выживете. Современные изменения мало кого оставляют в стороне. Формулируется новый, качественно измененный вопрос: "А как жить в ускоряющемся мире?"