Эссе "Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы"

Эссе "Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы"

В обществе всегда воспевались идеалы справедливости, свободы, равенства, гуманизма. Под эгидой этих идеалов меняется ход истории. За них нередко жертвуют свободой и даже жизнью. Они вдохновляют человека на подвиги, интеллектуальные достижения и создание произведений искусства... В целом можно сказать, что именно они есть основа человеческого бытия. Однако секрет происхождения и становления важнейших общечеловеческих ценностей и сейчас является предметом политических и общественных дискуссий. Позволю и я высказать свое мнение о правоведческом аспекте данной темы.

    Естественно, зарождение данных идеалов началось еще во времена догосударственного состояния общества. Несмотря на отсутствие института государства, это не была bella omnia contra omnes (война всех против всех), как описывал представитель договорной теории происхождения государства Т.Гоббс. В соответствие с современной концепцией возникновения государства, существовали социальные регуляторы, основанные на быте общины и зачатках религии: обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы. Они и содержали элементы современных общечеловеческих идеалов: уважение к старшим, забота родителей о детях, соотношение проступка и социальной санкции... Но была ли светская модель развития идеалов, отделенная от религиозного аспекта?

Однако окончательно идеалы оказались закреплены в праве. Как говорили еще в Древнем Риме: ius est ars boni et aegui («Право – это наука о добром и справедливом»). Если рассматривать право с точки зрения естественно-правовой теории, разработанной Дж. Локком, Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, то можно понять, что неписаное естественное право существовало еще до государства. Естественные права, воспринимаемые человеком на интуитивном уровне (здесь возможно проведение параллели с психологической теории права Л.И. Петражицкого), находили свое отражение в иных социальных нормах. Именно поэтому право можно считать основой идеалов.

Но все же данная концепция подвергается сомнениям с точки зрения нормативистов (например, Г. Кельзена). Нормативистами воспринимается исключительно позитивное, исходящее от государства, писаное право. Именно поэтому, по их мнению, появление права произошло после появления государства. Таким образом, если назвать ведущей нормативистскую концепцию, то можно считать, что идеалы первичны, а право вторично.

Но насколько прочна связь иделов с правом в современном мире? Нередко высказывается мнение, что многие законы являются излишне формализованными пережитками прошлого, так как в настоящее время идеалы входят скорее в область морали, чем права. Но, несмотря на это, право имеет некоторые преимущества по сравнению с моралью.

Во-первых, право предполагает обязательные санкции, обеспечивающие его исполнение. Данные санкции позволяют формировать культуру уважения к общепризнанным идеалам.

Во-вторых, отличие от морали, где основанием санкции является общественное мнение, право более объективно, так как основано на конкретных нормах.

В-третьих, право в рамках одной системы менее противоречиво, чем моральные нормы, которые могут варьироваться в зависимости от культуры, личности, иных факторов.

    Как именно находят свое отражение идеалы в современном праве? И можно ли назвать их источниками права? Идеалы в своем первозданном виде источниками права являться не могут вследствие всеобщей тенденции к позитивным источникам. Даже нормы естественного права нашли свое отражение в писаных актах, например, Декларации о правах человека. Но и идеалы занимают важное положение в системе права – они транслируются с помощью общепризнанных принципов права: гуманизма, справедливости, законности... Они занимают ведущее положение в науках теории государства и права и и истории государства и права. Большую роль общепризнанные принципы играют в формировании международного права. Например, lex mercatoria (международное торговое право) основано на обычаях делового оборота, складывавшихся многие годы и ставших идеалами предпринимательской деятельности.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы: именно право является в настоящее время основой для поддержания идеалов. Оно указывает нам, «что такое хорошо, а что такое плохо», обеспечивая стабильное развитие общества и защиту прав и свобод человека.

alukina | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.