"Достоевский, но в меру", или Психолог не для всех
Тема: "Что такое хорошо, что такое плохо: откуда берутся идеалы"
«Я боюсь только одного –
оказаться недостойным моих мучений…»
Ф.М.Достоевский
Я задумался: откуда берутся идеалы в литературе? Из сети Интернет? Или это родители детям такой пример показывают? Всё вместе, сразу, причём разные. «Без него проза была бы не та», «его невозможно читать», «он великий философ», «нет, я не люблю его», «он писал о реальных людях», «в его произведениях мало что понятно», и так далее, и тому подобное. Неоднозначно оценен Ф.М.Достоевский современным молодым поколением. Он не укладывается в простые и понятные нам «хорошо» или «плохо» — чтобы понять всю суть писателя, его нужно рассматривать со всех сторон.
Ни для кого не секрет, что в российской художественной литературе есть много имён, известных как в России, так и за границей. Толстой, Чехов, Куприн, Горький, целая плеяда писателей-эмигрантов и многие другие. Одним из таких творцов был Фёдор Михайлович Достоевский. «Писатель-инквизитор», как называл его Горький, по душе пришёлся не всем. И это не удивительно — Достоевский во многом был чрезвычайно субъективен, потому что в своих работах он являет собой не только писателя, но и публициста. В.Кулешов, исследователь его творчества, называет писателя «страстным обличителем социального зла, лжи и лицемерия». Кто-то считал его просто «плохим» писателем (например, И. Бунин), другие же возводили в ранг величайших гениев в истории человечества. Одно точно ясно, что произведения Достоевского, как и его личность, не так просто объективно оценить.
Достоевский известен всему миру как писатель-психолог, идеолог, философ. Его перу принадлежат такие фундаментальные романы, как «Идиот», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые». Обращаясь к самым душещипательным и в какой-то степени неприятным темам своего времени, Достоевский, как писатель-публицист, высвечивает трещины в монолитной стене современной ему России, однако и сейчас его работы читают, изучают, обсуждают во многих странах мира. Возможно, как идеолог и философ Достоевский сейчас уже не так популярен, но как психолог он представляет для читателей очень большой интерес. Именно психологические темы, затронутые им, оказались «вечными» — актуальными по сей день.
Для Достоевского одной из определяющих тем становится тема города и городской бедноты. Впервые затронутая Гоголем в его «Петербургских повестях», она переосмысляется, наливается новыми красками и выходит на новый уровень. Город у Достоевского — не просто декорации, а настоящее действующее лицо, беспощадная стихия, непонятная простому человеку и оттого страшная и враждебная ему. «Бедные люди» (не только как название романа), городские низы для Фёдора Михайловича — поле социальной борьбы за жизнь, за справедливость и за правду. Достоевский — один из первых писателей, кто заглянул в «потёмки человеческой души», живущей в нужде и нищете, кто обратил свой внимательный взгляд в город. Такой «страшный город» в дальнейшем станет основой урбанистической поэзии модернизма, а реализм нового времени, первопроходцем которого станет Горький, подхватит тему городской бедноты.
Ещё в начале XIX века писатели-сентименталисты дали жизнь совсем новому литературному приёму описания человека — психоанализу. Реализуя этот приём, первые реалисты (Пушкин, Лермонтов и пр.) усовершенствовали его, довели до такого уровня, который мы наблюдаем в «Маленьких трагедиях», в «Герое нашего времени» и в других произведениях. Достоевский использует психоанализ как основу своих работ, главное в его произведениях – люди, их мысли, чувства, переживания и, соответственно, судьбы. Фёдора Михайловича меньше интересуют события большого масштаба — его взгляд направлен внутрь общества, внутрь одного конкретно взятого человека, в его разум и душу. Достоевский подмечает в его современниках маленькие, но важные детали, разворачивает целую битву идеологий и философий в человеческом разуме и показывает читателю эволюцию своего героя. Динамику его произведений составляют мысли и чувства героев больше, чем какие-либо реальные действия, ведь последние – всего лишь отражение того, что происходит внутри человека. Именно за глубокий и тонкий психологизм Достоевского прозвали психологом-ясновидцем.
Многие утверждают, что тексты Достоевского полны негативной энергетики, запутанны, сложны для прочтения. Я считаю, что на то есть своя причина. Человек – очень сложное существо, чья психологическая составляющая — это своего рода лабиринт длиною в жизнь. Главный герой романа Гая Юлия Орловского «Ричард Длинные Руки» так говорит о человеческой душе: «Там такие колдобины, что сам Чёрт ногу сломит». Однако Достоевский не боялся этих «колдобин». Пытаясь провести нас по «лабиринту человеческой души», писатель невольно ставит перед нами те преграды, которые стояли перед ним на пути к пониманию той или иной истины.
Фёдор Михайлович Достоевский — это то наследие русской литературы, к которому применимо знаменитое «наше всё», сказанное о Пушкине А. Григорьевым. Время жизни Достоевского — это целая эпоха развития русского реализма, в которой этот писатель сыграл одну из ключевых ролей. Он не только довел до совершенства реализм, но и положил начало многим тенденциям, вдохнув жизнь во многие мотивы, позже нашедшие свои выдающиеся воплощения. Поэтому творчество Достоевского — это очень важный ключ к пониманию многих тем и проблем не только всей последующей литературы, но и современности.
В заключение хочу сказать, что каким бы сложным ни был Достоевский для читателей, называть его плохим писателем просто нельзя. Крепость, которая не берётся с первого штурма, ценна тем, что когда её, наконец, возьмут, то она так же хорошо будет служить своему новому хозяину.
P.S.: «Достоевский, но в меру» (Томас Манн, ценитель Ф.М.Достоевского)