что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

С высоты XXI столетия мы невольно оглядываемся назад, на тот век, что остался позади. XX век принес на долю человечества много боли, страданий, бед. Он породил страшные трагедии, но вместе с тем это век высоких героических поступков людей, стремящихся, порой, к утопическим идеалам, которые спасли человечество от саморазрушения и уничтожения.

Выходит, идеал – это самое ценное, что есть в жизни каждого из нас. Обратимся к значению этого понятия. «Идеал (франц. idéal, от греч. idéa — идея, первообраз) - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно идеалу представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления». В общем смысле слова можно сказать, что идеал – это представление людей о совершенстве. Стоит отметить, что у всех они различны, но и не стоит отрицать, что имеются общие представления о хорошем и плохом в нашем обществе, поэтому я могу с уверенностью сказать, что определенная модель прекрасного, того, к чему стремятся, уже сформировалась. Однако какова природа данного понятия? Что послужило отправной точкой вечного стремления к совершенству? И откуда вообще берутся идеалы?

Понятие «идеал» исследуется и в науке. Так, философ В. М. Муриан, опираясь на работы Р. Эйкена об истории философской терминологии, выделяет четыре фазы становления и развития этого понятия. По его мнению «идея» лежит в основе идеала, которая, впоследствии эволюционируя, обретает более богатое содержание. Также выдающиеся критики XIX века, В. Белинский и Н. Чернышевский, уделяли большое внимание поднимаемой проблеме. В. Белинский писал: «Идеалы скрываются в действительности; они - не произвольная игра фантазии, не выдумки, не мечты; и в то же время идеал - не слепок с действительности, а угаданная умом и воспроизведенная фантазиею возможность того или другого явления».

Справедливо ли утверждать, что предмет исследования (идеалы) возникает в чертогах нашего разума, складывается в нашем сознании, проще говоря, формируется без воздействия на нас внешних факторов среды? Думаю, вряд ли такое возможно, ведь человек живет в социуме. Это естественно, что общество диктует свои правила и законы. Так как общество – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Внутри общества тоже существуют устоявшиеся идеалы, или вернее представления о совершенстве как собирательного образа, включающие в себя определенные черты, духовные ценности, нравственные ориентиры. Исходя из этого, условно можно выделить четыре фактора, из которого складывается идеал: религиозный, гуманистический, революционный, личный. Основанием данной классификации является не абстрактный критерий, а отражение процесса переломной эпохи в сознании людей, в котором переплелись религиозные гонения интеллигенции, желание найти гуманистическую альтернативу реальной действительности, революционное стремление переделать этот мир, перекликающееся с личным опытом, индивидуальными целями, принципами человека.

К религиозному идеалу относится идея высшего совершенства, божественного начала, Бога; гуманистический сопряжен с человеком, его нравственностью, его высокой целью, свободой творчества в контексте мировой культуры. Что касается революционного идеала, то он, по моему мнению, определяется конкретной эпохой, когда возникает историческая необходимость изменения общества. Данный фактор всегда обуславливается личным выбором людей, поскольку он несет в себе и негативные последствия, поэтому здесь происходит слияние личного и общественного: вера человека в конечную цель – идеал будущего общества, которая в конкретном случае понимается как идеал социализма. Однако полного совпадения революционных и социалистических идеалов не может быть, как не может переходная эпоха отождествляться с развитым обществом.

Прихожу к выводу, что из вышеперечисленных факторов формируются идеалы человека. Конечно, здесь имеет место и личное мировоззрение человека, которое складывается в процессе его жизнедеятельности, закладывается в детстве, с наставлениями родителей из опыта предшественников. Все это я и отношу к «личному», так как данные принципы являются основами нравственности индивида, его духовными ценностями.

Каждый человек индивидуален по своей натуре. У каждого из нас свое прошлое, личный опыт, свои убеждения, своя история, свои идеалы…. Я думаю, что обесценивание и даже крушение одних идеалов не означает исчезновение идеалов и культуры вообще. На смену одним приходят другие. Главное, чтобы они возвышали, а не принижали человеческую личность. Здесь надо отдать дань литературе, которая навсегда сохранит память об ушедших традициях и былых устоях. На мой взгляд, роль идеала в литературе хорошо выразил П. Кропоткин: «… лучшие умы страны прибегали к поэме, повести, сатире или литературной критике как к средствам для выражения своих воззрений на национальную жизнь, своих нужд и своих идеалов. Художественное произведение, - считал он, - неизбежно носит личный характер; как бы ни старался автор, но его симпатии отразятся на его творчестве, и он будет идеализировать то, что совпадает с его симпатиями». Также о зависимости творчества от идеала и мировоззрения художника в своем дневнике пишет М.А. Булгаков: «Литература теперь трудное дело. Мне с моими взглядами, волей-неволей выливающимися в произведениях, трудно печататься и жить».

Таким образом, важнейшие проблемы эпохи находят свое отражение в искусстве слова, которое влияет на формирование общественного сознания, а, значит, и на человека, так как он не может существовать вне общества. Следует отметить, что, несмотря на это, каждый самостоятельно определяет для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. Можно сказать, он, детализируя, создает уникальный образ совершенного, согласно своим постулатам, своим представлением о прекрасном. Здесь существует тонкая взаимосвязь между компонентами, влияющими на формирование идеала. Все гармонично устроено: гуманистический фактор переплетается с личным, что дает человеку понимание добра и зла, стремление к высшей истине, познание мира. Религиозный направляет нас к заветным целям, а революционный дает пищу для размышлений, способность реально оценивать действительность, видеть возможность изменить ее. В процессе этого симбиоза люди, исходя из общепринятых традиций, индивидуализирует вечные понятия добра и зла. Это связано еще и с тем, что человек уникален по своей природе, поэтому хорошее и плохое в нашем разуме сопряжено с нравственностью, с воспитанием, с социальным классом, к которому мы принадлежим. Все вышеперечисленное слаженно взаимодействует между собой, сформировывая наши идеалы, наши духовные ценности, цели, задачи, и, наконец, делая нас такими, какими мы и являемся.

al_andreeva | 18 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.