Денис Сизов: «Главное – быть честным, даже если собираешься повеселить людей»

Денис Сизов: «Главное – быть честным, даже если собираешься повеселить людей»

Денис Сизов: «Главное – быть честным, даже если собираешься повеселить людей»

В нашем городе десятки кинотеатров, в каждом из них каждую неделю появляется новый фильм. Кинопроизводители сейчас способны удовлетворить запросы самой придирчивой публики: разнообразие жанров, сюжетов и техник съемки потрясает воображение. Но даже суровые профессиональные критики зачастую расходятся во мнениях с рядовым зрителем, и выбрать фильм, который оправдал бы ожидания, порой – непосильная задача.

О современном кинематографе, ожиданиях от кино и тенденциях в кинопроизводстве мы говорим со студентом, начинающим писателем и сценаристом Денисом Сизовым.

— Здравствуйте, Денис! Скажите, пожалуйста, что значит кино в вашей жизни?

— Ещё один способ уйти от реальности – или попробовать немного изменить её. Как скромный зритель, я просто ловлю пищу для размышлений или эмоций. Если фильм несёт заряд «здорового идиотизма» – с удовольствием подсаживаюсь. (Улыбается.)

Когда-то мечтал стать сначала актёром, потом режиссёром – а сейчас неохота даже всерьез идти в сценаристы.

— Вы внимательно следите за новинками кино?

— Я был киноманом с десятого класса до примерно третьего курса института. Потом пришло разочарование в выбранной кинематографом дороге. С тех пор короткого взгляда на интернет-порталы мне, зачастую, бывает достаточно.

— Есть ли у вас любимый жанр?

— Наверное, нет — радостно впитываю всё, что цепляет за душу. Комедия, нуар, даже артхаус — лишь бы сюжет привлекал внимание не туалетным юмором и морем крови, а надсмыслом или интересным содержанием.

— А Вы делите жанры на «высокие» и «низкие»? Нередко можно встретить мнение, что комедия не может быть по-настоящему «высокой», духовной. Как вы думаете, с чем связано такое мнение?

— В первую очередь, с крайним ухудшением качества современных комедий. Забавно, что это проявляется не только у нас, но и на Западе. Бесконечное паразитирование на успешной трилогии «Очень Страшное Кино», как и штамповка одноразовой отечественной жвачки, априори неправильный шаг.

Комедия может быть доброй, ироничной, даже кровавой: вспомним Тарантино, братьев Коэн или отдельные эпизоды творчества Чарли Чаплина. Духовность, как мне кажется, в первую очередь вкладывают создатели. Это не должна быть погоня за деньгами или попытка попасть в модную струю. Главное – быть честным, даже если собираешься повеселить людей.

— И вот речь зашла о штамповке и подражании успешным проектам. Как Вы относитесь к множеству сиквелов удачных в прошлом фильмов? Нужны ли они?

— Тут двойственная ситуация. Если, к примеру, не все ходы оригинального фильма завершены, у создателей есть интересные неиспользованные идеи, либо герои очень крепко полюбились зрителям, шанс войти в ту же реку вновь повышается. В противном случае сиквел может превратиться в бесконечный самоповтор.

— Культовый в определенной среде фильм «Ворон» собираются перевыпустить в 2014 году. Пока заявленный сюжет кажется абсолютно идентичным старой версии. Такая же ситуация складывается и с некоторыми отечественными проектами. Как Вам кажется, что нужно сделать, чтобы такой ремейк был удачным и необходимым, и есть ли шансы на это в принципе?

— Фильм фильму рознь. Иной и правда выигрывает от «омолаживания», для другого ничего хорошего не выходит. Можно попытаться переосмыслить фильм или привнести в него новые акценты: в теории это может дать позитивный эффект. Но не стоит забывать и о поколениях зрителей.

В упомянутой франшизе «Ворон» мне довелось увидеть только один фильм – тот самый, с Брендоном Ли. И я попал под обаяние этого актёра. Его Эрик вызывал искренние эмоции и сопереживания без картинных поз или коммерческого пафоса. Кто бы ни принял эту роль теперь, экзамен фанатов будет строгим.

Стоит помнить также, что оригинальный комикс был написан болью и трагедией создателя. Ремейк можно сделать в 3D или оснастить шикарной компьютерной графикой – но не пропадёт ли авторский посыл в водовороте спецэффектов?

— Вы упомянули современные технические возможности кинопроизводства. Многие поклонники кино жалуются, что зрелищность, спецэффекты и компьютерная графика в последнее время «перетягивают одеяло» у сюжетной составляющей. Согласны ли Вы с этим? Как Вам кажется, в чем причина такого явления?

— Согласен на пресловутые девяносто пять процентов. Современное поколение зрителей росло с компьютерными технологиями. Как следствие, расширялись и их требования к красоте и, позволю себе употребить этот термин, к «головокружительности» картинки. И это позволяет большим студиям штамповать киноаттракционы, оставляя сюжетной составляющей роль, в лучшем случае, «второй скрипки». Отсюда и банальность сюжетных ходов во многих блокбастерах. Из исключений можно привести, в первую очередь, «Властелина колец» – но он был экранизацией книги, и мудрость оригинала смогла сохраниться и в киноверсии. Самостоятельные сюжеты, увы и ах, теперь нередко являются лишь фундаментом для спецэффектов.

— Что Вы считаете признаками хорошего, качественного сюжета? Есть ли у Вас представление об идеальном сценарии?

— Идеального сценария, мне кажется, не существует. Можно напрячь фантазию и придумать что-то новое и интересное, не падая в скандальность. Можно долго прописывать один-единственный сценарий и в итоге получить потенциальный шедевр. Можно снять смешную комедию, не привлекая туда пошлость и сортирный юмор. Можно сделать пир визуальных красок лишь обрамлением для увлекательного сюжета, а не наоборот. Можно. Главное — постараться.

— Российские производители в последние годы активно стараются осваивать не слишком характерные для отечественного кино жанры: хоррор, триллер, зомби-тематика и подобные «голливудские» вещи. Но отзывы критиков в основном не особенно положительны. Каково ваше мнение об этих попытках?

— Есть такая штука, как колорит. Зомби в российских реалиях, в антураже российского мира кино, будут выглядеть скорее смешно, чем страшно. Триллер и даже хоррор в теории можно подать достойно, если не гнаться за быстрой прибылью, если придумать оригинальный, а не слизанный с голливудского шаблона сюжет, и если попробовать показать что-то большее, чем просто «мочилово» с морем крови. Другое дело – захотят ли ответственные за это дело стараться.

— Что в кинематографе радует Вас?

— Радуют советские комедии, отдельные кино- и телесериалы, творчество Тарантино и Джексона, некоторые русские фильмы о Великой Отечественной. Некоторые великие режиссёры… и симпатичные киноактрисы! (Смеется.)

— Из современных, недавно вышедших российских фильмов можете выделить что-то особенно достойное?

— Навскидку вспоминается лишь позапрошлогодний «Соловей-Разбойник» Охлобыстина. «Легенду №17» не смотрел, но похвалю, ибо видевшие её друзья остались довольны. Телефильм «Месть» 2007 года порадовал. А больше что-то и не помню.

— А чего лично Вы ожидаете от современного кинематографа? Каков Ваш прогноз и что Вы хотели бы увидеть на большом экране в ближайшие пару лет?

— Я ожидаю Еву Грин в продолжении «300 спартанцев». И всё. Честно (Смеется).

aranzherta | 18 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.