Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Безусловно, каждый человек в детстве слышал от своих родителей такие фразы: «Ты всё сделал правильно! Это хорошо!» и «Не смей так больше делать – это плохо!». Вряд ли нас тогда заботили значения этих «хорошо» и «плохо», просто в одном случае мы чаще всего получали поощрения, а в другом наказание. Став старше, мы более вдумчиво знакомимся с этими словами, узнав из словаря, что «хорошо - это нечто доставляющее удовольствие», а «плохо – неблагополучно, неблагоприятно». Но опять же, откуда появились эти слова? Почему одно правильно, а другое дурно? Тогда жизнь знакомит человека с такими понятиями как «нравственность» и «мораль», и всё становится более менее на свои места. «Нравственность – это внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются к людям и природе», а «мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу».

Несмотря на то, что сызмальства всех нас учили одному и тому же, вряд ли можно найти двоих, чьи понятие о «хорошем» и «плохом» были бы идентичными. По крупицам собирая знания, каждый формирует для себя своё личное мнение. Например, прочитав роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», первый читатель подумает: «Она пожертвовала семьёй ради любви! Не всем суждено встретить свою настоящую любовь и уж тем более не каждый осмелиться сделать такой вызов обществу. Она всё сделала правильно! », а второй: «Её поступок отвратителен! В этой жизни нет ничего важнее семьи. Предать мужа, ребёнка – всё равно, что предать самого себя!». Таким образом, мы получаем два противоположных мнения. Следует отметить, что ни первого, ни второго нельзя обвинить в малодушии или скупости ума. Всё дело в том, что у каждого человека существуют собственные критерии оценивания поступков. Главные из них представлены в десяти библейских заповедях, которые говорят о том, что делать нельзя (не убей, не укради, не прелюбодействуй), и, также, что мы можем сделать (почитай отца и мать твою, наблюдай день субботний …). Дальше на эту основу накладываются воспитание, характер и пристрастия человека, что, в конечном итоге, приводит к созданию собственной точки зрения на человеческие действия.

Для того чтобы оценивать что-то, необходимо иметь определённые критерии, по которым человек может оценивать ту или иную ситуацию. Приняв во внимание все аспекты, знания, предпочтения, он формирует для себя идеал. То, что уже не сможет войти ни с чем в сравнение, поскольку выше этого идеала уже ничего нет. По общему определению, идеал – это высшая степень, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений. Отмечу, также, что одного идеала у человека быть не может, поскольку люди – существа социальные, а, значит, каждый из нас играет не одну социальную роль. Одновременно женщина, например, может быть подругой, женой, матерью, хозяйкой, бухгалтером, активистом общества «Мир без мусора» и т.д. Несомненно, она будет пытаться добиться успеха в каждой роли, а, значит, установит себе по каждому критерию собственный идеал, к которому будет стремиться. Однако не стоит забывать о характере человека. Вполне возможно, что быть идеальной матерью для неё намного актуальнее, чем идеальной подругой, ведь, как считается, женщина рождена для продолжения рода и готова пойти на всё ради своего ребёнка. В данном примере мы можем наблюдать некую иерархию идеалов. Также следует отметить, что для каждого человека существуют собственные идеалы, так как они формируются не только на базовых понятиях, но ещё и на человеческих потребностях, характерах и нравственности, воспитанной в людях ещё в младенчестве.

К несчастью, в наши дни понятия о «хорошем» и о «плохом» несколько размыты. Один и тот поступок или происшествие трактуются разными людьми по-своему, без определённо установленных рамок. К тому же, нельзя утверждать голословно, что наши идеалы просуществуют с нами до конца жизни. Помимо собственных идеалов есть также общественные или государственные идеалы, которые, всё же, стоят выше собственных и сильно влияют на мировоззрение человека. Ещё 30 лет назад общество имело несколько иные взгляды на моральное воспитание соотечественников. После распада СССР стёрлись рамки цензуры, а значит, начался процесс переформирования общественной нравственности. В девяностые года граждане нашей страны получили свободу слова, из чего последовали распространение ложной рекламы и порнографии, появился культ «свободного от закона человека», которому было дозволено всё. Литература, СМИ, телевидение, кинематограф – всё это способствовало развращению человеческого сознания, что неимоверно сильно повлияло на его нравственность. Появились такие сериалы как «Бригада», фильмы «Брат», «Сёстры», которые пропагандировали бандитизм как нечто, способствующее «выживанию» в современном «недетском» мире. На сегодняшний день, согласно статистическим данным, индекс свободы слова в России по стобальной шкале равен 48. Согласно ресурсу «ria.ru» « С 1 ноября 2012 года хостинг-провайдеры, в рамках закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обязаны блокировать ресурсы, содержащие детскую порнографию, призывы к самоубийству или нарушающие законодательство в сфере оборота наркотиков». Россия взялась за борьбу с информационным потоком, который нарушил нравственные идеалы граждан, однако это не пятиминутное дело. Нашему государству предстоит долгое сражение с ликвидацией прошлых ошибок.

Как уже было упомянуто, государство играет не последнюю роль в формировании человеческих идеалов. Однако всегда ли это может привести к хорошему концу? Вспомним антиутопию Евгения Замятина «Мы». В романе представлено «Единое Государство на всей Земле», в котором каждый человек занимает свою должность и место. У него нет имени, его знают лишь по номеру, которым его нарекло государство. Его день расписан поминутно, живёт он в стеклянном доме, дабы не иметь секретов от окружающих. Он придерживается определённых правил, продиктованных ему государством, при нарушении которых его ожидает наказание. Да и никому, в большинстве случаев, в начале романа не приходило в голову нарушать. Однако каким бы идеальным не был государственный строй, человеческую личность невозможно замкнуть в рамки. Каждый думает по-своему и имеет право на свою личную жизнь и личные идеалы. После восстания все бунтовщики были подвергнуты операции по удалению фантазии, после чего революционеры превратились в роботов, выполняющие исключительно свои обязанности без возможности свободно мыслить и чувствовать. Конечно, это всего лишь литература, вымысел, однако не лишённый здравого смысла. Вернувшись чуть меньше на сто лет назад, вспомним, разве каждый принял октябрьский переворот? Для создания нового государства были приняты жесточайшие меры. В лучшем случае человека ссылали за границу (или они уезжали сами), а иных бунтовщиков просто расстреливали как опасных для общества людей. Несомненно, идеология Советского государства была достаточно сильной. В годы Второй мировой войны именно этот патриотизм помог нашим предкам отстоять свою родину. Они бились за неё насмерть, не думая о последствиях. Но у каждой медали, как известно, две стороны. Да, в военный период, несомненно, любовь к государству играет ключевую роль. Но как же быт? Вспомним историю Павлика Морозова, который предал своего отца ради государства. Это очень спорный вопрос, однако, имел ли он моральное право так поступить? Он предал отца, несмотря на то, что это его родной человек. Из этого можно сделать вывод, что можно «стремиться» создать идеальное государство, однако, как и любой идеал, вряд ли оно будет достигнуто, поскольку каждый человек обладает собственным мировоззрением, и можно лишь помогать ему жить, соблюдать нравственный устой, но, ни в коем случае не диктовать ему абсолютно полностью ход действий.

Каждый человек, основываясь на понятиях о хорошем и плохом, на собственных нравственных идеалах и исходя из исторических примеров, не должен пытаться создать или изменить весь мир. Необходимо строить свою собственную жизнь так, чтобы твоим близким было приятно находиться рядом с тобой, чтобы окружающим была комфортно и интересно находить в тебе нравственно состоявшуюся личность. Нужно создавать своё собственное государство, в котором бы ты был полноценной личностью, с определёнными понятиями и нравственными устоями.

lyubov_bogdanova | 18 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.