Что такое хорошо и что такое плохо:откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо:откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Чем руководствуется человек, поступая именно так, а не иначе? Как формируется его характер, образ мысли, из чего строится его картина мира? Подобные вопросы возникли вместе с появлением человечества и сопровождают его ни одну тысячу лет. Каждое создание индивидуально, природа клонов не создает, а из этого следует, что у каждого существа( будь то ничтожная инфузория или человек- венец эволюции), свои предпочтения, свое особое, неповторимое поведение. Каждый человек уникален, и идеалы, жизненные цели, мировосприятие у каждого свое. Человеческое "я" формируется под влиянием окружающей среды, социума, в рамках которого живет индивид, природных условий, физиологических и психологических особенностей, исторической эпохи, господствующей идеологии. Все это говорит о том, что несмотря на то, что у каждого свои идеалы, все же можно выделить общие тенденции их формирования для особых групп людей. Выделение таких групп будет зависеть от главенства того или иного фактора. Историки утверждают, что идеалы меняются вместе с эпохами, психологи говорят, что они зависят от принадлежности индивида к тому или иному психотипу, физиологи обращают внимание на особенности организма, физиогномики концентрируются на внешности, философы акцентируют внимание на мировоззрении. Что же, ввиду отсутствия единственной, истинной теории, каждая гипотеза с равными шансами может претендовать на существование. Я склонна считать, что человек-существо настолько загадочное и многогранное, что каждая гипотеза может найти отражение в его поведении. Сузим огромное "человечество", до чуть меньшего- "нация", рассмотрим человека как составную единицу народа, великого и могущественного русского народа. Что такое "загадочная русская душа", что творится в сознании русского человека, что формирует его категории "хорошо" и "плохо"?

"Что русскому хорошо, то немцу-смерть,"- гласит небезызвестная поговорка. На Руси "немцами" называли всех иностранцев, стало быть, эти слова намекают на то, что русские- народ принципиально отличный от всех остальных, говорят об особенной русской ментальности, но обозначена эта мысль просто и шутливо, без тени пафоса и высокомерия. Ментальность- это способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций, мысль, в свою очередь, продиктована культурой, а эмоции есть реакция на изменение окружающей среды. "Ментальность", как правило, синонимична "менталитету"( устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности, а также может характеризовать мировоззрение конкретного человека). Словом, ментальность- это представление о мире человека, обусловленное его принадлежностью к народу, это инстинктивный способ поступать так или иначе, не прибегая к размышлениям.

Что же все-таки для русского хорошо? Что лежит в основе наших культурных ценностей? В чем русская загадочность и уникальность? Но параллельно с ответом вопрос "Какие мы?", я хочу попытаться ответить на другой, более сложный и вместе с тем более важный: "почему мы такие?". Определенную роль в формировании ментальности играет географическое положение и природные условия. Историк В. Ключевский в "Курсе русской истории" свои размышления начинает с анализа особенностей русской природы. Российские земли чрезвычайно разнообразны и невероятно обширны. Россия богата и реками, и равнинами, и горами, и степями, и лесами. В древности природа(в основном леса) служила убежищем от врагов-кочевников , но скрываться в лесах невероятно тяжело, что уже в древние времена вынуждало русского человека проявлять смекалку, быть сильным и мужественным. Такое покровительство со стороны природы нашло отклик в русской душе, русскому человеку душно и тесно в городе, находясь один на один с природной стихией, он напротив, чувствует свободу и легкость. Вместе с тем, жизнь среди необъятных степей и бескрайних равнин привила русским чувство вечного одиночества, незащищенности, уязвимости, они ясно осознали, что для того, чтобы выжить и не сойти с ума нельзя жить по одному, поэтому характерной чертой русского народа является коллективизм. Русским людям необходимо чувствовать себя частью чего-то большого и важного, им не свойственна гордость за себя одного(в этом плане мы скромны), но им отчаянно хочется гордиться своим государством, своей религией, своей идеологией.

Жилища русских людей отличались крайней примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств, это объясняется суровостью природных и климатических условий, постоянными пожарами, ожиданием набегов. Для русского человека быт не имеет большого значения, он привык в одночасье терять все, что нажито упорным трудом, отсюда знаменитое русское долготерпение, выдержка, концентрация на духовном развитии, а не на достижении материального благополучия. Говоря об идеалах, стоит упомянуть, что богатство, успех никогда не считались достойными жизненными целями, а слово "делец" и вовсе всегда носило негативный характер. Поэтому философия крайнего индивидуализма, карьеризма, желание материального обогащения, столь популярная в наши дни, вполне характерна для западной системы ценностей, но отнюдь не для России. Напротив, аскетизм, некая отрешенность от мира, пусть даже обусловленная психической неполноценностью, "инаковость", отличность от других всегда считались Божьей пометой. На Руси юродивые отождествлялись с провидцами, обличающими под маской безумия сильных мира, олицетворяющими благодетель, потому они становятся излюбленными и очень важными образами в русской литературе. Преступление Родиона Раскольникова теряет всякую благую цель, когда вместе со старухой он убивает блаженную Лизавету. В драме А.С. Пушкина Борис Годунов юродивый по имени Николка единственный, кто бесстрашно говорит Годунову, что это он виноват в смерти младенца.

Многие юродивые были канонизированы. Церковь, религия тоже всегда были очень важными элементами жизни русского народа, однако русское представление о вере сильно отличается от европейского. Русский человек не задумывается о себе, о собственной загробной жизни, для него важно компенсировать грехи хорошими делами не затем, чтобы не угодить в ад, а просто потому, что по-другому он не может, его совесть мучает, поэтому в православии никогда не было индульгенции, человек должен не замаливать грехи в церкви, а своей дальнейшей жизнью показать, что он исправился. Идеал русского праведника противоречив и неоднозначен, он не несет в себе все земные благодетели, праведник- это всего лишь человек, человек со сложным характером, человек очень по-своему оценивающий "добро" и "зло", но сердце этого человека наполняет любовь и доброта. Ярким примером может послужить Иван Северьяныч Флягин, герой повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". Он странник, чудак, праведник-богатырь, "моленый сын", в монастыре ему нет места, там его одолевают "бес и бесенята", вся его жизнь- духовные и физические скитания, все добрые дела его весьма относительны с точки зрения общечеловеческой морали, но он по природе своей добр, у него есть сердце, способное на сочувствие и сострадание, и жизнь вокруг себя он всегда пытался сделать лучше, пусть не всегда получалось.

Вечный человеческий идеал- свобода. В России и она тоже всегда трактовалась по-своему. Для европейца на первом личная свобод , а для русского- справедливость. Но обвинить русский народ в пассивности и отсутствии свободолюбия едва ли найдется возможность, стоит вспомнить хотя бы казаков, которые из любви к свободе терпели колоссальные лишения, бежали за волей на Дон, в Сибирь, на Урал, стоит вспомнить крестьянские бунты, популярность партизанских движений в военные времена, знаменитых русских землепроходцев. Россия- страна бунтов и анархических движений, достигавших по истине исполинских масштабов, и в то же время страна постоянных тоталитарных режимов. Как же это объяснить? Свобода для русского человека сама по себе не имеет никакой ценности, гораздо важнее ему понимать, что он часть целого, русский собственной свободой всегда легко жертвовал во имя достижения целой страной какого-то высшего идеала, русским людям никогда не нужна была политическая и правовая свобода, она их тяготила. Этим объясняется провал декабристского движения, но почему же тогда удалась революция в 1917? Потому что русские люди перестали доверять царю, перестали чувствовать ту великую цель, за которую и пострадать можно, а большевики предложили новую цель- коммунизм, и эта призрачная места на долгие годы стала культовой, превратилась в объект поклонения.

Современному потребительскому обществу присуща негативная концепция свободы, где свобода есть прежде всего процесс освобождения от посторонних сковывающих ограничений, препятствий, мешающих процессу удовлетворения потребностей. Негативная концепция свободы, при всех ее достоинствах, предполагающая прежде всего активного, инициативного, смекалистого человека, имеет серьезную опасность. «Отрицательная свобода, будучи доведена до своего предела и продумана до конца, делает нас рабами собственного я, собственных иррациональных капризов» (Левицкий С. А.). Абсолютная независимость может обернуться абсолютным рабством. А для русского человека идея абсолютной свободы и вовсе противоестественна по описанным выше причинам. Сегодня мы действительно стремимся быть независимыми и морально и материально, но такие идеи навязаны нам, они пришли извне и абсолютно не близки русским на уровне бессознательного.

Русские- народ с психологией подростка, мы абсолютные максималисты, мы прямолинейны, нет у нас среднего, либо хорошо либо плохо, либо фанатичная вера, либо безверие, либо добро, либо зло, либо деспотичная власть, либо анархия, в нас всегда борются совершенно полярные идеалы Востока и Запада, вся наша культура амбивалентна и мы сами амбивалентны. Будучи подростками по своей натуре, мы очень легко, с детской непосредственностью перенимаем чужие ценности и идеалы. Вспомним, что православие пришло из враждебной Руси Византии. Однако сделав выбор религии в пользу православия, русские так основательно делали религию "своей", что сегодня сказать «православный» означает вызвать реакцию «русский». То же самое случилось и с марксизмом. Марксизм-высший идеал развития европеизма, что, однако, не помешало ему стать особо русским. После освоения каждая идея как бы исследуется на прочность, на разрыв, поскольку русский вариант ее существования подразумевает распространение и углубление идеи до крайних пределов.

Вспомним, что все наши катастрофы связаны непосредственно с истощением идеалов, ослаблением национальной шкалы ценностей. История наказывала нас катастрофой всякий раз, когда мы переставали "гореть" нашими светлыми идеалами. Побледневшее православие с бездуховными священниками вызвало Революцию, а затем и Граждансую войну. Потеря веры в идеалы коммунизма, погрязание в "вещизме", привело в конце концов к перестройке. Угасание неистовой веры в святыне моментально ведет к катаклизмам. Но какие же идеалы существуют в нашем обществе сегодня?

Идеалы тотального индивидуализма, собственной выгоды, материального успеха, широких политических свобод, замены совести правом пришли к нам с Запада, как, впрочем, и многое другое. Становится предельно ясно, что такая система ценностей противоречит русской ментальности, такие идеалы для русского человека новы и непонятны( в отличие, например, от Марксзима, идейно близкого русской ментальности), им еще предстоит пройти проверку на прочность, претерпеть множество изменений, "перестроек" под российскую действительность и российскую психологию. Новые идеалы мы адаптируем весьма причудливо, даже смешно. Нам всегда было свойственно заваливать роскошью все, чему мы преданы, достаточно вспомнить слова В. Высоцкого:"Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще господь замечал". И если теперь главными ценностями становятся деньги и "собственное я", "новые русские" со всей широтой русской души одаривают себя царскими дворцами, драгоценностями, самолетами, скупают приведения искусства забавы ради, а не из культурной жажды, в общем, успех и состоятельность растолковывают со свойственным нации максимализмом, вызывая усмешки у остального цивилизованного мира, и если раньше мы вызывали непонимание у остальных народностей, потому что мы были другими, не хуже, не лучше, а просто другими, то сейчас мы рискуем превратиться в смешных и жалких клонов, примеривших на себя то, что им не по размеру. В Англии недавно запустили сериал с ерническим названием "Знакомьтесь, русские", высмеивающий нелепость поведения богатейших русских людей, эмигрировавших в Англию.

Конечно, есть и попытки возврата к старым привычным религиозным идеалам. Сегодня восстанавливаются церкви, верующих людей становится все больше, правительство издает законы в защиту их прав. Очень популярным стал роман "Лавр" Евгения Водолазкина, написанный в жанре "житие" и утверждающий христианские ценности. Как написание подобного романа, так и его огромная популярность говорит о том, что современной российской общественности религиозная тема и тема православных идеалов, как минимум, не безразлична. Но искренне ли реставрируется православие или это просто дань модным тенденциям и усилия правительства? Вопрос остается открытым.

Проанализировав особенности русской ментальности, со всей уверенностью могу сказать, что идеалы индивидуализма, главенствующие сегодня, нашей стране не подходят, они здесь не приживутся, русское сознание их рано или поздно отторгнет и это выльется в новую катастрофу, или же она преобразует их в качественно иные (что весьма маловероятно), и тогда они станут такими же русскими как Марксизм и Православие. Мы нуждаемся в новой системе ценностей, которая, однако, сочеталась бы с нашими подсознательным и идеалами, категориями "хорошо" и "плохо", с нашим национальным сознанием. Сегодня мы как нация стоим на распутье, за нами выбор: гнаться ли за чужими идеалами или в который раз формировать свои. Остается надеяться, что выбор остановится на последнем, но не стоит забывать, что уже сегодня, уже сейчас мы сами формируем свои собственные идеалы, и ,конечно, наша ментальность отчасти повлияет на их формирование, но каждый человек-индивидуальность , и решающий выбор всегда за ним одним.

naumkina | 18 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.