Идеалам все возрасты покорны

Идеалам все возрасты покорны

XXI век. Он полон новаций, открытий. Весь мир, окружающий человека, влияет на него, на его жизнь, на расстановку ценностных ориентиров, идеалов. Но уверена, что не каждый сможет смело и точно ответить на вопросы: «А каковы твои идеалы?», «На что ты ориентируешься?», «Что хорошо, а что плохо в современном мире?». Но даже если и ответит, то ответ каждого будет сугубо индивидуален. От чего же это зависит? Возраст, пол, образование?..

Я решила поговорить с людьми разных возрастов. Из бесед мне удалось узнать, каковы их ценностные ориентиры, что они считают плохим и хорошим и что для них есть идеалы.

Интересно, а маленький ребенок понимает, что хорошо и что плохо и на кого следует равняться? Мнение пятилетнего Ильи.

- Ты понимаешь, когда ребята совершают плохие поступки?

- Да.

- А ты можешь отличить плохое дело от хорошего?

- Да. Хорошо – это когда помогаешь маме, играешь с девочками и делаешь хорошие дела. А плохо – это когда обижаешь девочек, толкаешься и дерешься.

- Что для тебя самое важное, то, без чего ты прожить не сможешь?

- Главное - играть в машинки, компьютер, планшет, пазлы.

- Точно?

- А еще мама и папа. Они главные в моей жизни.

- Часто малышам многое запрещают. Что ты хочешь, чтобы тебе разрешали?

- Играть в компьютер и планшет, долго гулять.

- Илюша, представь, что ты остался абсолютно один…

- Меня отправят в детский дом.

- Подожди. Какой быстрый вывод, но все-таки. Представь, что тебе уже лет 10, и ты остался один, мама, папа и твой старший брат уехали, как фильме «Один дома». Что ты будешь делать?

- Без мамы и папы я был бы одинок. Они для меня самое ценное. Без них я остался бы один и спрятался, чтобы меня никто не нашел. Главное жить с мамой и папой, а не оставаться одному.

Несмотря на то что это ответы пятилетнего мальчика, они полны смысла. Ребенок уже понимает, что главные детские помощники, те, на кого стоит равняться – это мама и папа. Мальчик, конечно, растет во время инноваций, когда планшеты, компьютеры, айфоны, смартфоны есть у каждого ребенка с трех лет. Но ничего не поделаешь. Наука не стоит на месте, да и ценности малышей изменились. «Зачем я буду в куклы играть? Где мой планшет?!» - думаю, это модель современного ребенка до десяти лет.

Мне 17. К вопросу идеалов и ценностей людей подхожу очень серьезно. Интересно, что будет важно для моего ровесника? Я решила побеседовать с одноклассницей Лизой Балобановой.

- Как ты считаешь, что влияет на расстановку ценностных ориентиров и возникновение идеалов у людей?

- Для каждого по-разному, но некоторые люди не могут решить, что же для них может стать идеалом, ориентиром.

- Что для тебя самое важное в жизни?

- Конечно же, моя семья, друзья, да и сама жизнь. Сам факт того, что могу провести день с теми людьми, которые мне дороги.

- Как ты считаешь, что толкает людей на совершение плохих поступков?

- Да у таких людей часто не было выбора, а если и был, то он им не шибко-то и понравился. Человек не может быть целиком хорошим. Каждый в своей жизни совершает что-то такое, за что корит потом сам себя, корят его окружающие. Ну, значит, плохо сделал. Все совершают подобные косяки, как говорится. Я не понимаю людей, которые допускают ошибки, за которые потом им светит уголовная ответственность.

- Почему не понимаешь, Лиза?

- Ну, неужели у них была полная безысходность? Не ужели нельзя было найти какой-то выход? В каждой ситуации есть какое-либо решение.

- А хороший поступок…

- Должен быть бескорыстным.

- То, что ценно человеку, без того он и дня не проживет. Согласишься?

- Конечно, соглашусь. Например, человек не сможет прожить без своих друзей. А если их нет, то человеку не с кем общаться. Знакомые – это так, знакомые. Не все же можно им рассказать. И родителям тоже. Если друзей нет, то человек может деградировать, он может уничтожить сам себя. Невозможно прожить без семьи. Даже сироты стремятся найти свою семью, пусть и приемную. Каждый знает, что у него были, есть и будут родители.

Семья и друзья – это те идеалы, те духовные образы, которые важны для подростка. Становлению личности помогают родители, а сверстники-друзья, особенно те, с которыми есть общее увлечение или занятие, постоянно поддерживают. С Лизой мы начали общаться недавно, но у нас уже много общего. Я очень счастлива, что приобрела друга, который разделяет те же идеалы и ценности, что и я.

Нечасто среди учителей найдется веселый, понимающий и добрый преподаватель, который и пошутит во время урока, и поругает, и обидится, и простит класс. Так мне охарактеризовали ученики Коневской средней школы свою учительницу информатики Марию Викторовну Шеину. Двадцатипятилетний молодой преподаватель успела понравиться всем ученикам. С Марией Викторовной я общаюсь, хотя она меня не обучает и живет в другом населенном пункте. Задам ей пару вопросов.

- Как вы считаете, что влияет на появление у людей идеалов?

- На это влияют взаимоотношения, уклад семьи, окружающая вас компания и интересы.

- Что для вас самое главное в жизни? Каковы ваши идеалы?

- Самое важное и ценное – это, конечно же, семья и доверие людей. А идеалы? Тут уже надо подумать более серьезно. Ведь для каждого они свои. Каждый на свое равняется.

- Говорят, что хорошие поступки идут от сердца. Вы с этим согласны?

- Не согласна. У некоторых людей и плохие поступки от чистого сердца получаются.

- Ого, Мария Викторовна! Еще и так бывает!

- Да и не так бывает. У меня редко, но метко плохие поступки от сердца идут. Крайне редко. Но на тему: «Что хорошо, что плохо» можно долго беседовать. Года не хватит.

- Существуют ли идеальные люди, которые могут послужить идеалами для современной молодежи?

- Нет. Идеальный, хороший – это чисто субъективное мнение. Тот, кто идеален и хорош для одного человека, для второго - лживый, а третий с ним и не знаком даже.

Мария Викторовна – скептик. Идеалов не существуют, плохие поступки тоже могут быть от чистого сердца. Не могу не согласиться с ней. Нет идеальных людей. Но не всегда идеалы находят свое воплощение в живых людях. Герои мультфильмов, книг, кино, аниме - те, кто создан другим человеком, могут иметь идеальный характер. Но, конечно, для каждого этот самый «идеальный» характер также субъективен. Идеалами могут быть личные убеждения человека? А может идеалом стать что-то неодушевленное? Что-то я начинаю путаться.

Чтобы немного разобраться, что такое идеалы и человеческие ценности я решила обратиться к более знающему человеку. Учительница обществознания Анжелика Асеновна Старицына уже не раз помогала мне. В этот раз я тоже решила обратиться к ней.

- Что такое ценности, ценностные ориентиры, идеалы?

- Ценности - это то, что имеет для человека значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. Ценностные ориентиры это то, чему мы отдаём предпочтение, бывают общие (жизненные) ценности и частные (в какой-то области). Идеалы - принятые стандарты или признаваемый образец чего-либо.

- Что влияет на расстановку ценностных ориентиров и возникновение идеалов?

- Влияет уровень образования личности, семейное воспитание, а так же политический, экономический и культурный климат страны.

- Что, по-вашему, является плохим деянием?

- То, что приносит вред окружающим и ущемляет их права.

- Что для вас ценно и почему?

- Семья и здоровье близких, потому что семья - это опора, помощь, защита и понимание. Здоровье близких - основа благополучия.

Теперь мне стало более понятно. Спасибо огромное Анжелике Асеновне. Но мне интересно, что же влияет на расстановку ценностных ориентиров и на поиск его идеалов в современном обществе на данный момент? Заглянула на один сайт, на котором социологи опубликовали итоги своего исследования на тему ценностей. В результате получилось, что для большинства людей ценна хорошая работа, деньги, семья, дети, любовь. Также в итоге исследований был сделан вывод, что на человеческие идеалы влияют мировоззрение, деятельность, окружающие, личные приоритеты.

Думаю, что ценности человека действительно с годами менялась. Как говорят многие пожилые люди: «Вот, молодежь! В наше время ценили совсем другое!» Но что же ценили? Что считали идеальным? С этими вопросами я подошла к Зое Сергеевне Чубаровой. Ей 60. Она всю жизнь отдала детям. Работала воспитателем, вырастила двух прекрасных дочерей и сейчас помогает им в воспитании внуков.

- Насколько изменились потребности, ценности и идеалы современной молодежи со временем?

- Изменилось все. Полностью поменялось.

- Как вы считаете, Зоя Сергеевна, что на это повлияло?

- Сейчас уходит в небытие человеческая доброта. Не каждый сможет помочь человеку от чистого сердца. У таких людей вообще нет идеалов, так я считаю. Все меряется деньгами. У кото денег больше, тот и прав. Сейчас у всех людей очень разный уровень материально обеспеченности. Часто стала замечать, что у кого пониже материальное положение живут под гнетом тех, кто выше, так сказать. Такое встречается даже у школьников. Показывают всю крутость. Ну, где тут у таких жестоких подростков идеалы и ценности? В мои школьные года такого не было. Многие сейчас просто не могут жать дружно с другими людьми. Но как так то? Не пойму. А откуда взяться идеалам, если общение человека связано с телевизором? Дни и ночь человек может делать только одно, смотреть телевизор. Кругом техника. В семьях, порой, люди не жалеют друг друга.

- Жалеть?

- Да. Это более русское и понятное слово, чем любить, страдать. Оно как-то ушло из обихода. Перестали люди жалеть окружающих. Из людей исчезло то единство, которое было во времена СССР. Не говорю уже про то, что мировоззрение и идеалы у всех разные. Нет единства души. В годы войны было такое единство! Все были как один.

- А каковы были идеалы в Ваше время?

- Мы занимались абсолютно другими вещами. В нынешней молодежи много злости. Для нас было главным семейное благополучие. Знаешь, как много приходилось работать нашим родителям? Поэтому мы изо всех сил старались помогать и поддерживать их. Но мы и в школу ходить успевали, и гулять, и играть. Не то что сейчас. Совсем не то. Многие идеалы, знания, какие-то понятия черпаются из книг. А сейчас дети мало читают. Мой муж, когда был ребенком, читал даже под одеялом с фонариком.

Нашему поколению тяжело жить сейчас. Могут обхамить, отругать и послать куда подальше. Странная политика теперь. Мне это не нравится. Но приходится все равно жить. Я воспитывала своих детей честными, отзывчивыми, добрыми. Я спокойна за них. Ценности их отличаются от ценностей жестоких и непонимающих людей.

- Не уже ли все так плохо? Могут ценности людей поменяться в лучшую сторону?

- Нет. Есть же хорошие ребята и сейчас, но пожилые люди редко их могут встретить. Я всю жизнь проработала воспитателем в датском саду. Чем дольше я работала, тем тяжелее становилось найти общий язык с детьми. А сейчас то! Кругом компьютеры, планшеты, телевизоры. Я не вижу в них ничего хорошего. Люди вряд ли могут из них почерпнуть то, что обогатило бы их внутренний мир и помогло бы найти ценности.

- А может, дальше будет лучше?

- Не думаю. Люди привыкли плыть по течению, словно так и должно быть.

- Считаете, что станет хуже, почему?

- Люди могут стать более жестокими. Это все зависит от мировоззрения, а там уже и идеалы с ценностями складываются.

- Зоя Сергеевна, но почему?

- Я думаю, что ты сама в этом порой убеждаешься. В школе, на одноклассниках.

Комментарии к ответу Зои Сергеевны излишни. Человек, проверенный временем, понимает больше семнадцатилетнего юнца.

Да. Понимание человеком ценностей и идеалов зависит от возраста в первую очередь. Думаю, что с самого начала было понятно: то, что важно, ценно и идеально для пятилетнего мальчишки, просто мизерно и ничтожно для взрослой женщины. Но из всех разговоров стало ясно, что для каждого ценны семья и дружба.

Идеалы и ценности субъективны. То, что ценно для одного человека, может показаться ужасной вещью для другого. То, что без колебаний сможет сделать один человек, никогда не сможет сделать второй. То, откуда черпает идеалы первый, никогда не станет источником для кого-то еще. Но я верю в то, что люди, всегда понимают, что для них важно и ценно.

mukur0 | 18 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.