Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Вопрос о месте религии в современном мире — это вопрос неоднозначный: очень деликатный, но в то же время и острый. Он порождает множество споров, которые, изначально являясь довольно интересными, в итоге сводятся к переливанию из пустого в порожнее. Людей, не вышедших из подобного спора ещё до его окончания, можно условно разделить на две группы: те, в чьих головах осела мысль о беспомощности религии перед научным прогрессом и те, кто уверился в бездушности науки. Но как же так? Ведь известно, что в споре рождается истина! И в самом деле, истина есть, но она не лежит на поверхности; более того, она призрачна и ускользает, как только ты пытаешься за неё схватиться... В любом случае, столь сложный вопрос нельзя рассматривать только с одной стороны.

Ни для кого не секрет, что религия играет далеко не одну роль в обществе и не заключается в одной лишь вере в Бога. Например, до сих пор она играет роль в отношениях между людьми: объединяет тех, чьи верования совпадают, а порой и разжигает конфликты между теми, кто верит в разных Богов. Но есть одна функция, безнадёжно утраченная ею с развитием науки — объяснение сотворения и устройства мира. В современности совершенно дико полагать, что Земля — плоская, потому что существуют доказательства, что это не так. Но ведь когда-то, когда люди не имели никакого представления о законе всемирного тяготения, было диким думать, что она имеет форму шара (точнее, сплюснутого эллипсоида)! Но уже тогда людям было интересно, почему идёт дождь, откуда появился окружающий их мир, что становится с человеком после смерти... На помощь пришла религия, объяснявшая существующее положение вещей сверхъестественным вмешательством.

Естественно, со временем появлялись новые вероисповедания, более совершенные в контексте объяснения мирового устройства, но неизбежно появлялись и всё новые противоречия с научными знаниями. Странно осознавать, что раньше учёные могли подвергнуться гонениям со стороны верующих... Противоречия вызвали появление конфликта между наукой и религией. И, пожалуй, никогда этот конфликт не вызывал настолько захватывающих споров, ироничных, остроумных высказываний и ярких мыслей, как в нынешнее время.

Интересным аргументом против мысли о том, что бремя доказательства лежит на сомневающемся, является Чайник Рассела: если кто-то заявит о том, что вокруг Солнца между Марсом и Землёй вращается крохотный фарфоровый чайник, то почему сомневающийся должен доказывать ложность его существования?..

Слышали ли вы о Церкви Летающего Макаронного Монстра? Первоначально созданная в знак протеста введения в школьный курс концепции "Разумного замысла", эта религия привлекла к себе внимание многих людей. Причиной этого внимания послужило то, как очаровательно пастафарианство пародирует основные мировые конфессии и с какой интересной иронией указывает на основные недостатки религии в современном обществе.

Однако, сама возможность существования пастафарианства заставляет задуматься об уровне нравственности. Такая открытая ирония касательно религии раньше не прошла бы без жертв, хотя и в современном мире пастафарианство прошло через некоторые препятствия. Со временем мораль изменилась, и эти изменения неизбежны. Раньше люди не просто верили в Бога, они боялись его, приходили в ужас от мысли о Божьем гневе... Но грешили не меньше, чем сейчас! Средневековье славится ужасными преступлениями инквизиции, не говоря уж о либо погрязших во грехах, либо сходящих с ума от ограничений и чрезмерной праведности людях. С развитием науки люди стали относиться к религии с большей долей скептицизма, чем ранее, и это не значит, что мораль потеряла ценность в глазах людей. Просто понятия о нравственности поменялись.

Но существует и иная сторона религии, слабо связанная с научным прогрессом, зато сильно связанная именно с человеческой природой.

"Великий боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!"

(И. С. Тургенев)

Когда люди обращаются к Богу? Когда им нужны утешение и поддержка, когда им кажется, что жизнь поступает с ними несправедливо, когда они хотят раскаяться в содеянных поступках, когда они оказываются в безвыходных ситуациях... Общей чертой является то, что человек обращается к Богу (в молитвах ли, в мыслях или даже в монологе) тогда, когда он бессилен что-либо изменить. Надежда на чудо — это абсолютно естественно, ведь мы действительно беспомощны против законов природы. И, как бы цинично это ни звучало, но иногда приход на исповедь в Церковь — это своего рода альтернатива походу к психологу. Люди нуждаются в вере в лучшую жизнь, во всепрощение и милосердие. Люди нуждаются в сострадании. Религия даёт им это сполна.

Стоит отметить, что религия используется ещё и как политический инструмент. Казалось бы, всё справедливо: если вероисповедание способно объединять людей, то не воспользоваться такой возможностью для людей, управляющих целыми странами, было бы в некотором роде стратегической ошибкой. Но при этом стоит вспомнить и о том, что вера в разных Богов способна посеять вражду между людьми, что может привести к настоящей Священной войне. Религия может привести к войне. Религия, призывающая к доброте, сочувствию и милосердию. Абсурд? Пожалуй. Забавно, что определённое вероисповедание и политическая партия во многом пересекаются: например, и то, и другое обещает нам лучшую жизнь... Когда-нибудь.

Другой вопрос — эффективна ли религия как политический инструмент в нынешнее время, когда люди свободны в своих взглядах и становится всё больше атеистов?

Нельзя не упомянуть и ещё одну неотъемлемую, и, пожалуй, самую многострадальную (в определённом смысле) часть религии: Церковь. Перед нами существует множество печальных примеров, когда священники, епископы, попы — набожные люди — грешат так, что это даже не укладывается в сознании. Много споров возникало и о чрезмерном богатстве Церкви, можно вспомнить и индульгенции, сразу же приходит на ум и Святая инквизиция... Это странное несоответствие существовало раньше и существует до сих пор. Только сейчас, когда существует свобода слова, этот вопрос становится куда острее. Я ни в коем случае не обобщаю и не говорю о том, что многие верующие злы, глупы или постоянно сами себе противоречат. Не многие. Но такие люди существуют, и это ставит под вопрос то, насколько эффективно усваивают отдельно взятые персоны ту мораль, которую им преподаёт религия.

Впрочем, стоит вернуться к конкретному вопросу — вопросу об уместности существования религии в современном мире. Очевидно, что некоторые противоречия сильно обострились и благодаря научному прогрессу, и благодаря изменению мышления современного человека. Вера существует уже многие века, и её влияние на культуру и на человеческое сознание слишком велико, чтобы её можно было просто и "безболезненно" отбросить. Я считаю, что сосуществование науки и религии возможно, но придётся пойти на компромисс: требуется немалая гибкость и даже уступчивость, чтобы они не взаимоисключали друг друга.

...Так в чём же истина? Быть может, у каждого она — своя? Ведь человек волен сам выбирать место религии в его жизни. Наука не стоит на месте, но и религия будет существовать столь долго, сколько люди будут нуждаться в том, чтобы верить во что-то. Вера, если отбросить все условности и формальности, — одно из самых естественных человеческих проявлений. Как бы мы ни желали быть рациональными, иррациональность (пускай даже самая крохотная) — что-то вроде частички человеческой природы; частички, необходимой каждому. Просто кто-то верит в Бога, а кто-то — в науку. И на самом деле вопрос состоит вот в чём: возможно ли сейчас верить в единоличного творца и "правителя" мира, если мир, как оказывается, гораздо больше и интереснее, чем мы думали раньше?..

Я не верю, что кто-то наблюдает за моей жизнью, записывая всё добро и зло, что я когда-либо совершила, чтобы после смерти отправить меня в рай или в ад. Но я верю — действительно верю! — в то, что мир удивителен, прекрасен и безумно интересен.

supercollider | 17 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.