«Почему каша – хорошо, а то слово – плохо?» Основано на личных наблюдениях

«Почему каша – хорошо, а то слово – плохо?» Основано на личных наблюдениях

Человека определяют его поступки, не так ли? Но что определяет поступки? Наверное, это жизненные ценности человека, его понимание хорошего и плохого, его идеалы. Но откуда берутся идеалы? Думаю, сейчас вам, уважаемый читатель, стоит представить себя на время некоей личностью, чей жизненный путь мы с вами пройдём.

Перенеситесь в детство. Прекрасная пора, не так ли? Золотое время… И время, когда для вас существует всего несколько моделей поведения, принадлежащих родителям и ещё нескольким ближайшим родственникам. Как губка, впитываете вы слова, жесты, мимику, поступки. Возможно, начинаете копировать, но ещё не анализируете: хорошо это или плохо. Да, эти слова вам знакомы. Хорошо – есть кашу и вставать по утрам без капризов, плохо – радостно выкрикивать маминой подруге слово, произнесённое папой во время удара молотком по пальцу, и совать пальцы в розетку (хотя они туда никогда не влезут, вы проверяли).

Но почему каша – хорошо, а то слово – плохо? Никто толком не объясняет. Взрослые лишь обещают, что соблюдение этих непонятных норм поможет устроить будущее, и пока что вы верите. Но только пока что.

И вот наступил момент Х: вас отправляют в какой-то детский сад, где неизвестная женщина будет требовать соблюдения новых (но по-старому непонятных) правил, а другие дети – объяснять, как устроен этот мир на самом деле (может, кто-то даже откроет истинную сущность Деда Мороза, о, ужас, всемирная ложь взрослых будет раскрыта!). И вы, как уже взрослая, вполне себе сформировавшаяся личность лет пяти, придёте к выводу, что врать – не страшно, страшно – если об этом узнают. В этот период вы можете прийти к нескольким подобным умозаключениям.

Проходит время, вы уже школьник. Теперь звание «крутого» заслуживает не пролежавший весь сон час с закрытыми глазами и не уснувший, а совсем другой персонаж. На сегодняшний день это может быть, к примеру, владелец планшета определённой марки. И да, он учится в четвёртом классе.

Год от года ваши идеалы меняются: необходимо соответствовать требованиям и родителей, и «общества». Вы перешли в седьмой класс и, попыхивая сигаретой, презрительно называете шестиклассников «мелкими». Или не попыхиваете, но всё равно называете. А десять ваших одноклассников во время урока, проводимого 11-классницей по просьбе учителя, встают, берут сигареты, удаляются.

Можно было бы до бесконечности описывать процесс формирования личности, но мы пока остановимся, чтобы всё же поразмышлять: откуда берутся идеалы.

Никто не может сказать, что воспитал себя «от и до», так как на каждого из нас влияют люди и события. Например, близко общаясь с некоторыми людьми, мы можем изменять и изменяться. А кто сказал, что нельзя переоценить свои идеалы?

И всё же: откуда человек черпает нечто, способное запустить «переоценку ценностей»? Отовсюду. Книги, люди, фильмы, события, размышления… Иногда пустяк или мелочь толкают нас к чему-то раньше запретному. Ведь изменились идеалы, значит, изменяются и поступки. Значит, и человек.

chiparlud | 17 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.