Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ, РЕКЛАМЕ И PR ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОБА ПЕРА» - 2014

Номинация: Индивидуальное журналистское мастерство

Царствие Небесное силою берется

Очерк

Входите тесными вратами

Мф 7:13 -14

Вхожу в подъезд, вызываю лифт, нажимаю на кнопку нужного мне этажа. Считанные секунды - и я у дверей квартиры. Без каких-либо усилий. Удобно! Надо отдать должное научно-техническому прогрессу.

Человечество сделало шаг вперёд. Современный молодой человек привык к тому, что всё, в чем он нуждается, достигается легко, и, чтобы удовлетворить свои потребности, нет необходимости тратить силы и время: расстояния сокращаются, время экономится, жизнь становится энергичнее, благодаря новым технологиям.

Однако это касается только физических потребностей. А как же потребности духовные? Какое место они занимают в жизни подростка или юноши? К духовной жизни, как правило, относят знания, веру, эмоции, переживания, способности и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

И в этой сфере жизни, как и во всех остальных, люди достигают различных высот. Человеку свойственно стремиться добиться чего-то, достигать какой-то конкретной цели. Но что касается духовной сферы жизни, тут всё несколько иначе. Трудно представить себе какую-то конкретную цель, к которой человек стремится в этой сфере, да и что это может быть? Это понятие довольно абстрактное. Молодой человек, говоря о счастье, апеллирует чаще всего к общепринятым стереотипам: карьера, личное счастье, творческая самореализация. Подразумевается, что достижение всего этого и есть смысл человеческого существования. Но о духовности в этом случае не говорится именно потому, что она как будто имеется в виду априори. Как любое достижение прогресса, без которого мы не мыслим своего быта. Лифт, например.

Хочется разобраться в вопросах души и необходимости (возможности) неба для юного существа, начинающего свой земной путь. По крайней мере, мне так кажется.

Высоко духовный человек- это тот, кто смотрит внутрь себя, работает над собой, пытается быть лучше, жить по заповедям. То есть, стремится к какому-то идеалу, но идеал по сути своей, недостижим. Идеал – особый образ высокой цели, присущий только человеку.

Идеал для верующего человека - Бог. Для верующих идея нравственного совершенства является решением проблемы смысла жизни и духовной опорой, подкрепляется стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. Стремление верующего человека жить по заповедям подразумевает работу над собой, самоконтроль. Личные потребности в этом случае стоят далеко не на первом месте. Смысл жизни духовный человек видит в различении добра и зла, в помощи окружающим, в праведной жизни, и, следовательно, готов разумно претерпевать лишения и трудности. Нравственное самосовершенствование подразумевает непрестанный труд: через осознание личных ошибок и отказ от них к изменению мировоззрения и образа жизни. В один момент этого не достичь, нажатием кнопки на духовные высоты не подняться.

Вера – это психологическая установка личности, принимающей то, что еще не обосновано должным образом, за реально существующее. Вера – уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого.

Под верой мы понимаем личную убежденность в существовании Разума, Любви, Света. Другими словами говоря, стремление к Идеалу. Ясно, что достижение даже самых незначительных высот в этой сфере духовной жизни – не минутное дело. Иногда это требует целой жизни. И первые шаги в этом направлении – не гарантия достижения цели.

Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность представлений, система обрядов, ритуалов. Если мы говорим о религиозном человеке, мы подразумеваем, что он всё делает по церковным уставам: регулярно посещает храм, соблюдает посты и молитвенные правила, живет по законам соборности. Главное, чтобы отношения с верой и религией не переходили в плоскость моды.

Мой небольшой сибирский город - крупнейший в России наукоград. Древняя крепость на слиянии Бии и Катуни, основанная по приказу царя Петра. Город вузов, лицеев, колледжей, профессиональных училищ, Бийск живет и по традициям религиозной культуры. Лицей, где я учусь, многонациональная школа. В четвертых классах уже не первый год преподаются основы религиозной культуры и светской этики. Проблема в том, что все существующие учебники отождествляют православную культуру с археологией, а Православие – со средними веками. Православно-средневековая культура представляется чем-то далеким, закованным в золотые цепи и закрытым на большой амбарный замок, ключи от которого находятся в Патриархии или в историческом музее. Учебники не дают возможности увидеть проблески Православия в современной культуре. А, значит, предлагают детям на выбор или Православие с сопутствующей ему эмиграцией в былые века, или же современность, видящая в Православии лишь музейную ценность. Помимо этого, проблема учебников по Православной культуре в том, что они забывают, что культура – это не только иконы, фрески, храмы, это – прежде всего внутренняя культура человека, его психология, его опыт самопознания.

Нам, старшеклассникам, свои отношения к вере приходится определять самостоятельно, и для этого не обязательно нужны посредники – определенные формы, обряды ритуалы.

Современный мир не перестает удивлять нас достижениями науки и техники, которые упрощают жизнь человека. Так если духовное развитие – это тяжелый труд, если оно требует больших затрат времени и сил, то, быть может, человечеству нужен так называемый «лифт в небо»? Можно ли как-то упростить, ускорить процесс духовного роста? Пожалуй, нет. В этом-то весь смысл развития Личности – постоянная работа над собой. Тяжелая работа, которая наполняет жизнь смыслом.

Но для того, чтобы пойти по правильному пути, человеку нужен наставник, учитель, который как можно раньше объяснит, как нужно жить, что такое добро и зло, чем нужно руководствоваться. И вот тут-то цивилизованная реальность поворачивается к нам другой стороной.

Хорошо, если родители в раннем возрасте способствуют формированию у ребенка правильного мировоззрения, системы ценностей и взглядов. Но если они по какой-то причине вовремя не занялись воспитанием ребенка, не смогли привить правильный взгляд на мир, на окружающих, то его подстерегает множество опасностей. Ближайшее окружение, просторы Интернета – всё это может негативно отразиться на мировоззрении. На подростков, у которых идет процесс формирования системы ценностей, огромное влияние оказывает интернет и СМИ. Так как в этом возрасте человеку довольно просто что-либо внушить, в социальных сетях, на телевидении молодых поджидает явная или косвенная антипропаганда церкви, религии, нередко оскорбление религиозных святынь, богохульство.

Как известно, верующий человек не всегда религиозен, да и люди, которых можно отнести к религиозным, не всегда искренне верующие.

По утверждению директора социологического отдела Института общественного проектирования М. А. Тарусина, сегодня среди респондентов в возрасте от 18 лет атеистических взглядов придерживаются лишь 7% россиян - это на 5% меньше показателя трехлетней давности. Доля православных, напротив, выросла на 7% и достигла 79%. Доля молодых мусульман в России составляет 4%., и 9% молодых людей верит в абстрактную «высшую силу», но не принадлежит ни к каким религиозным конфессиям. Доля последователей других религий - помимо православия и ислама - составляет 1%.

Задаваясь вопросом, какое место занимает религия в жизни современного молодого человека, мы сталкиваемся противоречиями, и если пытаться подкрепить теоретические утверждения статистическими данными, возникают новые вопросы. Ни статистика, ни логика не помогают самоопределению в вопросах веры. Это выбор индивидуальный, и от него - надо понимать – зависит судьба.

Таким образом, не существует критерия, по которому можно определять веру или религиозность. Может быть, и не надо этого делать. Суть веры сокровенна и касается только самого молодого человека. Только ему решать, выберет ли он узкие врата и трудный прямой путь или предпочтет надеяться на лифт в небо.

Недавно в Бийск привозили чудотворную икону Панагии Скоропослушницы и мощи святой Матроны Московской. К святыням выстраивались бесконечные очереди. Среди желающих прикоснуться к истинной вере было много молодежи. Мои одноклассники стояли рядом со мной с серьезными и просветленными лицами. Вместе с бабушками и родителями. Если вера и надежда объединяют людей, то разговоры о религиозности не имеют смысла.

Мы, молодые XXI века, разные, не похожие друг на друга, упрямо ищем решения внутренних проблем, потому что верим в Добро, Разум, Любовь.

margaritafilatova | 17 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.