Чего мы ждем от современного кинематографа?

Чего мы ждем от современного кинематографа?

Чего мы ждем от современного кинематографа?

Вопрос, конечно, интересный, но для того, чтобы найти ответ на него, нужно разобраться в том, кто это такие - "мы".

Россия всегда была многоликой страной. Именно в России как ни в какой другой державе конфликт поколений является наиболее выраженным (из-за резкой смены режимов, начиная с Царской Империи и заканчивая развалом СССР), именно в России ярко видна грань богатства и бедности, именно россияне - это тот народ, который бросается из крайности в крайность. Именно по этой причине сложно сказать, чего ждет вся эта разномастная масса от кинематографистов своей страны.

Давайте попробуем разобраться в разнице между поколениями зрителей и узнать: чего же ждет каждое из них?

«Вот в наше время фильмы были добрее...»

(Все Бабушки страны)

Как часто такую фразу говорят представители старшего поколения на новые фильмы, даже не желая вникать в суть происходящего на экране? Им гораздо проще нажать кнопку пульта и перейти к просмотру понятных для восприятия "Пусть говорят" или "Ты не поверишь". Что касается широкоэкранных эпопей, то немногие из выращенных на СССР-кинопродукции пожелают отправиться в кинотеатр.

Но не стоит упрекать их в слепом «киноконсерватизме», ведь фильмы, сделанные в СССР были действительно просты, понятны. В них был тот самый советский юмор, знакомый и сейчас многим россиянам. Именно школа хорошей комедии и доброй семейной мелодрамы советского союза дала основы для нынешнего российского кинематографа. И уж точно "Бриллиантовая рука" будет вызывать улыбки на лицах вновь и вновь, а первая и главная часть "Иронии судьбы" никогда не надоест под Новый год, как и большинство прекрасных сказок вроде "Золушки" или "Морозко".

По-своему наивный и домашний советский синематограф из уже несуществующей страны будет все равно своей простотой покорять сердца маленьких россиян с самого детства. Эти фильмы о морали, о добре, о любви, в них зачастую много патриотизма, смотреть их приятно - легкая музыка, понятная всем, простые ценности. В простоте и понятности вся сила старого синематографа.

«Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс.»

(Из к/ф Брат 2, реж. А. Балабанов и С. Бодров)

Следующее поколение зрителей уже выросло не в простое и непонятное время. Иллюзия "Нерушимого Союза" превратилась в прах социализма в 90-х годах, когда на территории страны началось такое, что никакие спецэффекты Голливуда в сравнение не пойдут. Убийства, кровь, желание нажиться, обман, предательство стали обычными составляющими жизни.

Фильмы стали учить выживать. Бери оружие, обманывай, воруй. Не всегда изящно. Не всегда без жертв. Философия фильмов 90-х и 00-х была взята с улиц за окнами, где законы диктовали животный инстинкт выживания и преступность. Перестрелки и бандитские перепалки - новый источник вдохновения. Новая идея - деньги делают многое. Но, кстати говоря, практически ни один герой этих фильмов не был счастлив в конце картины, если вообще оставался в живых. "Брат", "Бригада", "Жмурки", "Страна глухих", "Мама, не горюй"... Антиутопия (или же все же утопия?) постсоветского времени.

Как-то раз я завела разговор с одним моим старшим знакомым, который в 2002 нашел свое вдохновение в образе Белого (С. Безруков) из "Бригады". Спросила его:

- Так у тебя "Бригада" любимый фильм, значит?

- Раньше любимый был.

- Почему раньше?

Он тогда невесело усмехнулся и сказал:

- Сейчас смешно немного. Наивняк. Но тогда смотрела взахлеб...

После разрушенной идеи о дружбе везде и всюду, была разрушена и идея богатства любой ценной. Еще одно поколение поняло утопичность тех ценностей, на которых оно выросло. Теперь и у них появились дети, а эти дети россиян живут уже своими законами...

Век большого кино

«Бедствием немого кино были ненужные надписи, бедствием нынешнего — ненужные диалоги»

Рене Клер

В современное время в прокат выходят картины разные: хочешь, смотри фэнтези, а если тебе по душе старая-добрая стрельба - выбирай любой боевик в ближайший уик-энд, для романтиков тоже найдется местечко у экрана, так же как и для тех, кто хочет "отключить мозги" и посмеяться над очередной комедией. Выбор картин нынешнего глобального кинематографа поистине огромен.

Соревноваться с картинами иностранными, как правило, вставшему не так давно на ноги российскому кино сложно. Голливуд с его вековым опытом, конечно, диктует свои условия: побольше спецэффектов, побольше драмы,

побольше смазливых лиц - вот путь успеха.

Многие из наших кинематографистов следуют этим законам, но получается у них сделать не "свое кино в стиле Запада", а именно грубый "закос" под иностранные фильмы. В таких "ширпотребах", естественно, нет общего тонкого настроения, нет ниточки, которую можно прощупать и сказать "А, да, это же российский фильм". Эта фраза сейчас ассоциируется с неумелыми попытками быть похожими на Запад, получить побольше денег с проката, затратившись на спецэффекты и легко предугадываемый сюжет.

Это легкий путь развития кинематографии: смотреть на других успешных представителей и делать так же, как делают они, в надежде получить столько же денег, сколько получают они со своей аудитории.

Что из новостей проката удивило меня в новогодний уик-энд, так это то, как зритель жадно набросился на российскую комедию "Ёлки-3". Более того эту комедию показали в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, где тоже не было свободных мест на премьере. Да, половина зрителей - русские эмигранты. Но другая половина? Интерес в сторону российского синематографа со стороны зарубежного зрителя заставляет сделать вывод, что зрители других стран ловятся на знакомые им приманки. Я имею в виду, динамичный тизер, чрезмерная ненатуральная эмоциональность главных героев и другие прелести надиктованные не российским кино.

Я не хочу сказать, что этот тип фильмов, фильмов для масштабного просмотра, плох. Нет, он не плох. Но когда он составляет основную часть кинематографа страны, в котором нет фундамента в виде чего-то общего, в которых нет чего-то своего, это не есть правильно.

Вопрос не в том, чего мы ждем от современного кинематографа, вопрос в том: кто «мы»?

«Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека, разгадывающего кроссворд: теоретически, он может вписать любое слово, но на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился…»

Альберт Эйнштейн

Парадокс всей ситуации в том, что современный зритель сам не знает, чего он ждет.

С одной стороны, он хочет всего и сразу. Современный зритель живет в бурлящем потоке быстроменяющейся жизни. Клиповое мышление, нетерпимость к статике и прочие грехи поколения PR...

С другой стороны, зрителю не хватает целостности от всех этих разномастных новинок.

Другая часть зрителей и вовсе не умеет воспринимать что-то новое (например, такие жанры как апокалипсис или психоделика для многих до сих пор остаются чем-то из ряда вон выходящим). Другая часть просто смотрит все фильмы той или иной франшизы. А третья часть элементарно не умеет понимать кино, видеть в нем что-то кроме развлечения...

И если проанализировать подобным образом нынешнюю ситуацию отношений «зритель – кинематографист», то становится ясным, что ответа на вопрос «Чего мы ждем от современного кинематографа» нет. На самом деле становится видно, что проблема в самих зрителях и в том, что они сами никак не поймут, что же им нравится, а что нет.

До тех пор, пока российский зритель не научится понимать посыл автора, не научится видеть идею фильма, не научится воспринимать его как целостную картину и видеть главные ее мысли, независимо от того, в каких декорациях происходит действо, вот до этих самых пор ответ на вопрос "Что же россияне хотят от российского кинематографа?" не будет найден.

i_am | 16 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.