Чего мы ждем от современного кинематографа?

Чего мы ждем от современного кинематографа?

Размышляя о современном кинематографе и его будущем, я вспоминаю картину из детства… Как бабушка, заслышав мелодию из любимого советского кинофильма, бежала из кухни в радостном предвкушении. Она бросала готовку, уборку и прочее, лишь бы еще раз посмотреть «этот» фильм. И пока я завершала игру с куклами, бабушка завершала процесс нравственной эволюции чувств. От простой улыбки, отражающей что-то незначительное, рядовое, – до очищающих слез. Да! Иногда она плакала об ушедшей молодости, о прошлом, о той стране, роняла слезы, испытывая боль за родину, гордость за нее, сочувствие соотечественникам и просто человеку, рыдала, потому что понимала материнские чувства героини или патриотический настрой. Эти слезы – подтверждение того, что это – высокое искусство. Оно не требует экшена.

Современный же мир только им и живет. Выбирая фильмы в кинотеатре, большинство людей смотрят на афишу. Чем ярче – тем лучше. На ней вся суть фильма: название, актерский состав и какая-нибудь фразочка из 5-7 слов о содержании. Прочитавший ее человек не догадывается, что это – все: больше и дальше, глубже – уже ничего не будет. Аналитические процессы заменяются зрительным восприятием, ведь экшен-фильмы, обладающие высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими трюками и спецэффектами. Именно они задают тенденцию нашей жизни. Люди становятся трюкачами в попытке догнать товарняк с хорошей жизнью, затуманить разум окружающих спецэффектами, чтобы они не узнали о проблемах, не увидели слабость. А разве эти окружающие не люди?.. Или в мире, где воспитательная, очеловечивающая роль кинематографа утратила свою силу, а на ее место пришла «развлекаловка», обычному пониманию нет места? Да и что такое понимание вообще? – Умение выразить нужные эмоции?

Понаблюдайте за людьми, выходящими из кинозала. Что вы увидите? Улыбку, если была комедия; легкую обиду у женщин, если фильм был про любовь, зевок у мужчин; испуганные глаза, если это фильм ужасов; поджатые губы, если ты не любитель, сверкающие глаза, если фанат – знакомьтесь фэнтези. У детей восторг, а у взрослых сонливость, если был мультфильм; эмоциональная жестикуляция и звуковые подражания, если только что посмотрели боевик или экшен. На драмы мало кто ходит, но если все-таки были, то это грусть в фальшиво выраженной гримасе. Фильм понравился – много говоришь, фильм не понравился – говоришь много негативного. Казалось бы, чем может не устраивать современный кинематограф, если он вызывает у людей эмоции, причем разные, в зависимости от жанра? А где же смятение? Проблема в том, что получаемые эмоции слишком конкретные, узкие, однотипные, а ведь такого не бывает, как и не бывает конкретных цветов. Не может красный перетекать в синий. Существует миллион оттенков, которые сглаживают этот переход, они-то и делают цветовой ряд разнообразным, интересным, индивидуальным для каждого. Так же с эмоциями. Нынешний кинематограф не побуждает к сложному процессу определения чувств. Зачем искать новое чувство, если сюжет тот же самый? Отсюда вытекает первая проблема современного кинематографа – односюжетность, а она в свою очередь порождает вторую – однотипные эмоции. Возможно, эти проблемы – наш исторический багаж. Но вспомним, что от советских фильмов люди рыдали. Слишком эмоциональная эпоха? Нет. В кино люди видели нечто знакомое, настоящее, взятое из реальной жизни, то, что волновало всех. Парадокс! Но в век нынешний при разнообразии жанров, возможностей фильмов радиус охватываемых эмоций невелик. А в веке минувшем при скромных технических возможностях, наличии цензуры эмоциональный спектр был безграничен. Каждый видел одно и то же, но переживал по-разному. Перерабатывая один фильм, люди выдали разный итоговый продукт – менялся каждый. Содержание ленты было настолько глубоким, что черпаемые темы для размышлений, синтеза были индивидуальны. Слезы текли не потому что «птичку жалко», а потому что больно, ведь ты только что стал наблюдателем человеческой жизни, в том числе своей. Вот и третья проблема современного кинематографа – поверхностность тем, проблем, плоскость содержательности. Так чего все-таки не хватает современному кинематографу? И почему советские фильмы так захватывали людей? Я решила взять интервью у ближайшего окружения: дедушек, бабушек, мамы, которые застали период «старого» кино, и у одноклассников, которые о нем слышали и мельком видели.

Интервью с бабушкой, Пятаковой Л.Е

(65 лет, образование среднее профессиональное)

- Любимый фильм?

- Все советские.

- Почему все?

- Они простые и понятные. Для обычных людей, для меня. Советские фильмы всегда трогают.

- Что Вы ощущаете, когда смотрите эти фильмы? Какими эмоциями начинаете? Какими заканчиваете?

- Это всегда воспоминания. Мне либо грустно, потому что все изменилось не в лучшую сторону, либо смешно, потому что я вспоминаю, как мы жили, либо я плачу из-за того, что те минуты, за которые я снова пережила молодость, закончились. И это всегда переживания.

- Вам нравится современный кинематограф? Почему?

- Есть хорошие фильмы, которые я смотрю: мелодрамы о деревне, о любви, например. Вот только там все откровенно, бесстыдно. Нет тайны. Любовь теперь другая. И вы на ней растете. Мне вас жалко. Вы все знаете до того, и поэтому не переживете сладость неизвестного.

- Чего Вам не хватает в современном кинематографе?

- Прежнего…

- А по-подробнее?

- … Ожидания самого фильма, переживательности, душевности, чего-то, что вызовет эмоции.

- На Ваш взгляд современные фильмы могут дать вам опыт?

- Нет. Только я им.

- Просмотр кинофильма был для Вас событием?

- Конечно! Мы надевали свои лучшие наряды, делали прически – выход в «свет». Мы буквально бежали в кинотеатр.

- Тот кинематограф как-то изменил Вашу жизнь?

- Точно сказать не могу. Но после просмотра фильма мы его обсуждали все и везде, переживали, хотели стать лучше. Не знаю, получилось ли.

- Герои старых фильмов казались близкими. Были «вхожи в дом»?

- Да. Фильмы-то были о нас: о простых людях, о наших матерях и отцах – о тех, кто живет честно, по-настоящему. Герои фильма были нашими родными людьми. Мы их любили гневались, прощали, ругали. Они нас учили, мы их принимали

- А герои современных фильмов?

- Иногда показывают вроде обычных людей, но среди каких интерьеров. Откуда у обычного человека такие квартиры, дачи? У кого они это видели? И профессии выбирают, о которых обычные люди не знают.

Интервью с дедушкой, Пятаковым С.В

(64 года, высшее педагогические образование).

- Любимый фильм?

- «Крестоносцы»(1960). В нем показан диалог с честью.

- Что Вы ощущали, когда смотрели этот фильмы?

- Непреодолимое желание стать лучше. Я воспитывался на этих героях.

- С какими эмоциями Вы смотрели бы эти фильмы сейчас?

- Не знаю. Наверное, я бы отвлекся от сейчасшней жизни. Эти фильмы вернули бы меня в то время, когда я еще был уверен, что честь существует. Мир старого кино куда правдивее, справедливее, чище, чем современный, где многое поругано.

- Выбирая между современным кинематографом и старым, какой бы выбрали? Почему?

- Конечно, старый, не только кинематограф, но и вообще все, ведь фильмы-то, по крайней мере тогда, отражали действительность. На экране мы видели таких же людей, как и мы. Они живут, работают, заботятся о семье. Главное отличие между зрителем и героем в том, что они (герои) показывают, как это нужно делать, к какому уровню стремиться, какие человеческие качества в себе нужно развивать. Мы это понимали и помнили, старались воплотить в жизнь. Это самое главное достоинство тех фильмов. К тому же фильмы давали возможность почувствовать себя защищенным своим государством, соотечественниками, поднимали дух патриотизма, помогали понять свою нужность обществу, учили ценить свой труд и других людей.

- Ассоциация к слову «Фильм»?

- Поучительное, познавательное.

- Вам нравится современный кинематограф?

- Нет! Потому что это неправда.

- Чего Вам не хватает в современном кинематографе?

- Правды, чести, жизненности.

- Просмотр кинофильма для Вас был событием?

- Для нас это был культурный отдых.

- Что в Вашем понимании значит «переживательный фильм»?

- Ну, значит, в нем была драма, мы переживала за героя, ну или учились переживать.

- Старый кинематограф изменил Ваш взгляд на жизнь? Какой фильм конкретно?

-Да. Это фильм «Гром небесный» (1965 Франция). Посмотрев его, я понял, что значит семья. Это нерушимое целое, которое, несмотря на любые сложности, разногласия, всегда должно быть рядом. Семья – самое главное.

- Герои кинофильмов были близкими? Казались родными?

- Да. Казались близкими, потому что думали о таких же проблемах, как и мы, так же совершали ошибка, но все-таки выбирали верный путь. Именно поэтому мы хотели на них равняться, они были нашими кумирами, потому что были настоящими. А мы старались такими стать.

Интервью с мамой, Пятаковой А.С.

- Любимый(ые) фильм(ы)?

- «Служебный роман», «Вокзал для двоих».

- Почему они перешли в разряд любимых?

- Они ненавязчивые, со смыслом и самое главное – про нашу жизнь.

- Что вы ощущаете, когда смотрите эти фильмы? Какими эмоциями начинаете? Какими заканчиваете?

- Радость, воодушевление, после просмотра этих фильмов хочется жить. Начинаю смотреть с улыбкой, интересом, как в первый раз, а заканчиваю со слезами и восторгом.

- Ассоциация к слову «фильм»?

- История.

- Вам нравиться современный кинематограф?

- Нет. Однотипно, односюжетно, с одинаковым благополучным концом.

- Какие из современных фильмов Вы знаете?

- «Прислуга». Фильм основан на реальных событиях, тем и хорош. В этом фильме – правда, а она не требует полировки.

- Вы знаете какие-нибудь фильмы, недавно вышедшие на экран?

- Только из рекламы. Иногда бывает так: увидел рекламу – оценил, подумал, что фильм будет хорошим, а после просмотра понимаешь, что реклама была лучше, чем сам фильм.

- Чего Вам не хватает в современном кинематографе?

- Чистоты. Искренности. Таинственности отношений. Она была правильной, да и сейчас правильна, но не востребована. Телефильмы напоминают самодеятельность. Актеры сражаются, но мы не верим, что так может быть в жизни.

- Просмотр кинофильма был для Вас событием?

- Большим событием, потому что это было модно, недоступно, это был эмоциональный переворот.

- Что в Вашем понимании значит «переживательный фильм»?

- Значит, пережить все то, что режиссер, сценарист, актеры вкладывали в фильм, за который ты успел прожить жизнь и сделать выводы о том, как, условно говоря, надо, а как – нет.

- Есть такие фильмы, которые изменили Ваш взгляд на жизнь?

- Это все советские фильмы о войне. Особенно «Они сражались за родину». Эти фильмы воспитывали в нас патриотический дух, научили гордиться своей страной, своим народом, своей историей, собой.

- Фильмы давали Вам новый опыт? Он переживался как свой или как опыт близких?

- Я переживала все, что происходило на экране, как если бы это было со мной, моей мамой, моими сестрами. Я знала, что точно так же могло быть и с нами. В фильмах было обобщение нашей жизни, вкусов стремлений. Мы даже платья шили, как в кино. Фильмы диктовали моду.

- Долго ли жили с этими эмоциями?

- До сих пор живу. Но они потихоньку загасают, потому что я не могу найти в современном кинематографе того, что находила в тех фильмах.

- Герои кинофильмов были близкими?

- Скорее они были идеалами отношений друг к другу, к жизни, к семье, к родине – ко всему! Они воспитывали нас, закаляли характер, побуждали нравственность.

Интервью с одноклассником

- Любимый фильм?

- «Гарри Поттер», «Голодные игры», да их вообще много.

- Почему эти фильмы перешли в разряд «любимых»?

- Они одинаково меня зацепили игрой актеров и прочим. Эти фильмы экшеновые, непредсказуемые и о жизни .

- Ассоциация к слову «фильм»?

- Экшен.

- Вам нравится современный кинематограф? Почему? Чем?

- Да. На мой взгляд, современные фильмы разные. Все они снимаются с использованием новых технологий, а качественные фильмы приятней смотреть.

- А качество игры актеров?

- Тоже высокое.

- Но ведь все трюки, возможности – спецэффекты на зеленом фоне.

- Но нам нравятся и спецэффекты и зеленый фон.

- А Вам нравится советские фильмы?

- Мне очень нравятся «Любовь и голуби», «Девчата», «Иван Васильевич меняет профессию». Они классные, смешные, рассказывают мне о жизни бабушек и дедушек.

- Для Вас просмотр кинофильма – событие?

- Нет. Разве сейчас это может быть событием? В любое время любой фильм.

- Современный кинематограф как-то изменил Ваши взгляды на жизнь?

- Они меня воодушевили: я понял, что не нужно сдаваться, верить в свои силы и добро .

- Долго ли Вы живете с эмоциями, полученными от просмотра кинофильма?

- Нет. Просто каждый день мы воспринимаем такой поток информации, что эти эмоции смещают новые.

- Герои кинофильмов кажутся близкими, похожими?

- Да. Они ведь тоже люди, способные совершать ошибки.

- А Вы получаете опыт, видя эти экранные ошибки?

- Наверное…

Интервью с одноклассницей

- Любимый фильм?

- «Ешь. Молись. Люби».

- Почему он стал любимым?

- Понравился сюжет.

- Что Вы ощущаете, когда смотрите этот фильм?

- Беззаботность.

- Ассоциация к слову «фильм»?

- Поп-корн.

- Вам нравится советский кинематограф? Чем?

- Из советских фильмов мне нравится «Полосатый рейс», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман», «Ирония судьбы». Эти фильмы смешные, легкие, их просто приятно смотреть.

- Чего Вам не хватает в современном кинематографе?

- Разнообразия сюжетов. Смысла.

- Есть ли такой фильм, который изменил Вас?

- «Заводной апельсин» (1971). Он настолько ярко изображает жестокость подростков и ее причины, что начинаешь думать, сильно ли я отличаюсь от них. Этот фильм меня будоражит.

- А советский кинематограф как-нибудь повлиял на Вас?

- Нет, ведь я видела только комедии. Они лишь поднимают мне настроение, но и это немало.

- Долго ли Вы живете с эмоциями, полученными от просмотра кинофильма?

- Да, я просто очень эмоциональный человек.

- Кажутся ли герои старых фильмов знакомыми, близкими?

- Да. Шурик напоминает мне дедушку (улыбается).

- А современных?

- Не близкими, но окружающими.

Пообщавшись с родными и одноклассниками, я поняла, каждому – свое. Отцы и дети разделены слишком длинным отрезком времени, чтобы одинаково понимать реальность, но все же есть нечто объединяющее – желание увидеть в киноленте больше, чем юмор, потребность стать лучше. И у того и у другого поколения советские фильмы востребованы, нужны, их хочется пересматривать. Так чего же не хватает современному кинематографу? – Настоящих человеческих слез! Таких, чтобы смыть порочность и похоть нашего мира; чтобы смыть пелену не позволяющую увидеть себя и тот социум, в котором мы живем; чтобы захотеть жить по-новому, по-правильному; чтобы пробудить честь. Такие слезы может вызвать только моральная цельность, нравственная зрелость, неудобность поднимаемых в ленте проблем. Чего же мы ждем от современного кинематографа? – А чего ждем от будущего? Ведь одно зависит от другого.

pyatakova_1996_mai_ru | 16 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.