Не выдуманная история

Не выдуманная история

Лето – моё любимое время года по многим причинам. Но одна из главных – это свободное от каких-либо дел утро. Именно в это время самые дешёвые билеты в кино, поэтому в районе 9-10 утра я всегда могу найти сеанс, который практически ничего мне не будет стоить. Лето закончилось, а походы в кинотеатр так и остались одним из моих любимых занятий. Но так как времени стало у меня гораздо меньше, то и картины я выбираю тщательнее. Только в последнее совершенно не знаю, по каким критериям можно ориентировать. Масштабно рекламируемые кинокартины не всегда соответствуют ожиданиям.

Так я решила сходить на фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград», ставший знаменитым ещё за долго до появления на экранах. В картине повествуется о «драматической истории любви на фоне грандиозной битвы». Несколько русских солдат перебираются через укрепления и захватывают здание, где встречают девушку Катю (Мария Смольникова). Её дом заняли немцы, а она не успела покинуть линию фронта. Пятеро бойцов остаются защищать её. Это основные события, показанные в кинокартине.

Фильм мне не понравился. Я смотрела документальную ленту Людмилы Снигирёвой «Город в огне», основанную на реальных рассказах жителей и защитников. Да, место, время, и, пожалуй, внешний вид дома Павлова совпадают, но это всё. Остальное переосмыслено режиссёром и показано совершенно по-другому. В многочисленных интервью Фёдор Бондарчук утверждает, что картина рассчитана на молодёжь, поэтому он делает больший упор на художественность, но я думаю, что к истории нужно относиться уважительно и не стоит приукрашать действительность. Например, дом, в котором разворачиваются основные события, назван именем одного из его защитников – Павлова. В картине об этом ничего не сказано, поэтому здание осталось без имени. А в конце картины, по сюжету, защитники остаются в доме, который стараются захватить немцы. Русские просят по рации атаковать здание вместе с людьми, оставшимися в нём. Его бомбят и не оставляют ничего. В действительности солдаты покинули дом, и в Волгограде до сих пор стоит стена от него, где высечены имена героев.

На мой взгляд, в этом фильме слишком много внимания уделено историям любви. На фоне военных действий их разворачивается целых две: русский солдат Сергей (Сергей Бондарчук) – русская девушка Катя, немецкий офицер Кан (Томас Кречманн) – русская девушка Маша (Янина Студилина). Любовь Кана к Маше доходит до такого фанатизма, что он носит ей еду, забывает про дом, которой должен захватить, а затем забирает её из толпы пленных, рискуя своей головой. А в противовес этой паре показаны Маша и Сергей. Он за ней ухаживает, защищает её, но в тоже время ни на минуту не забывает о долге. На этих историях строится весь фильм, война забывается, а внимание переключается на отношения.

Кинокартина уж слишком эффектна снята, страшные события 1942 года практически не отражены. Отчаянное наступление солдат, горящие люди, бегущие на немцев – всё это показано скорее красиво, чем реально. Поэтому почти не возникает жалости к героям, а невольно начинаешь думать, почему у солдат чистая одежда, почему они бегут, объятые огнём, и, наконец, как им таким малочисленным составом удаётся прорвать немецкую оборону. Это возвращает к вопросу о достоверности.

Но на фоне этой приторности очень жестокими выглядят русские солдаты. К примеру, эпизод, когда Катя попросила научить её стрелять, её учат, и она в качестве мишени выбирает немца, бегущего за водой. Ещё один момент: среди бойцов, занявших дом, был матрос, который начал нервничать и кричать во время разговора о дальнейших военных действиях. Его, по приказу главнокомандующего, застрелили. И, наконец, очень яркий эпизод: один из русских называет Машу, возлюбленную Кана, «подстилкой немецкой», увидев её рядом с ним, и стреляет на поражение. Русские показаны настолько жестокими, что даже Кан говорит Маше: «С вами невозможно воевать. Вы стреляете в спину».

Как ни странно, картина начинается совершенно не с событий 1942 года. На экране руины, пламя пожаров и взрывы. Но это не Сталинград, а авария 2011 года на атомной станции «Фукусима». Русские помогают разбирать завалы, под которыми находят несколько человек, в том числе и девушку, которой один из спасателей рассказывает о своей матери и пятерых умерших отцах. Девушка говорит, что так не бывает, на что спасатель с усмешкой утверждает обратное. И лишь после этого действие переносится в Сталинград. Кстати, матерью этого мужчины оказалась та самая Катя, а пятеро отцов – это те самые бойцы, которые защищали дом.

Я думаю, что «Сталинград» – один из самых красивых, но, к сожалению, не душевных фильмов. Он похож на воздушный шар, который раздули рекламой до невероятных размеров, но со временем он сдувается. Так и картина Фёдора Бондарчука «сдувается». В Интернете всё больше отрицательных отзывов. Возможно, молодёжи, на которую так рассчитывал режиссёр, всё же интереснее реальные события, чем очередной красивый вымысел.

На примере «Сталинграда» я попыталась показать то, что не хотела бы видеть в современном кинематографе. В последнее время я ожидаю таких картин, над которыми действительно можно было бы поразмышлять или же искренне посмеяться, чтобы они не искажали и без того неточную историю. А пока я прерву свои походы в кино и буду искать в сети те фильмы, которые со временем не «сдуваются».

sashapeter | 15 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.