Тема: Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Тема: Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

В ПОИСКАХ ДУХОВНОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ

«В русской культуре особенно

важную роль играют слова

судьба, душа и тоска…»

(А. Вежбицкая)

Об уникальности русской культуры, самобытности и местами архаичности сказано и написано немало. Мыслителями, культурологами, филологами. Нет смысла доказывать слова польской лингвистки Анны Вежбицкой. Они априори верны, ибо основаны на многолетних и тщательных исследованиях, базируются на кропотливых подсчетах. Но хотелось бы разобраться в причинах нашей духовно-культурной аутентичности.

От судьбы не уйдешь

Итак, занавес. Язык – не просто неотъемлемая часть культуры. Это зеркало любого народа, создававшего его в течение многих столетий. Та призма, которая высвечивает истинные ценности всей нации, свидетельствует о духовном развитии ее. Пословицы и поговорки народа русского, древние ориентиры в жизни наших предков, изобилуют понятиями душа, судьба и тоска. «Если ты душой кривишь, значит ты судьбу гневишь!». Что это? Фатализм? Глубокая русская религиозность? Или все вместе? Думаю, причины следует искать в христианском мировоззрении и в наследии языческих представлений о мире, которые органично переплелись.

Отошло ли это вместе с фольклором или нашло отражение в следующих эпохах? Вопросов много. И это главное. Ведь ответы найдутся.

«Душа моя - Элизиум теней» (Фёдор Тютчев)

А может, пройдемся по литературным вехам? Куда же без Александра Сергеевича. Бог у Пушкина противостоит безверию как живой и бессмертный идеал, как абсолютная свобода и "отрадный сердцу свет", без которого нет и не может быть жизни. А «душа» для Фёдора Тютчева. Когда в его творчество проник христианский платонизм, главное внимание поэта стало приковано к душе. В каждом творении его. И подобных «А» можно приводить еще много и долго. Скажете, это только мотивы и образы? Так ведь о чем мысль тревожит, то и облик словесный получает, лингвистическую осязаемость.

«Не смейся над моей пророческой тоскою…» (Михаил Лермонтов)

Тоска пронизывает всё творчество великого поэта и мыслителя Михаила Лермонтова. Тоска осязаемая. Щемящая. Его произведения – концентрат всех тех установок, которые так характерны для русской духовности. Всего два фрагмента позволю себе привести. Но и их будет достаточно:

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

(1837 г.)

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

И уж ничто души не веселит.

(«Монолог», 1829 г.)

«В нача́ле бы́ло Сло́во» (первая строка книги Нового Завета, Евангелие от Иоанна)

Судьба, душа. А когда эти слова сконцентрированы в одном речевом потоке – это мощно и глубоко. Трудно найти аналогии к этим словам в других языках, есть схожие понятия, но точного семантического совпадения НЕТ. Добавим в этот ряд еще слова «тоска» и «справедливость». На мой взгляд, это не просто слова. Это зримое доказательство духовности нашей русской культуры. Научное. Почему же так исторически сложилось? Почему, например, слова «стол», «дерево», «деньги» есть в каждом языке?

Замечу, что ключевые для русской культуры понятия находятся в оппозиции к материальным благам. Ведь богатство несовместно с чистотой души. И в этом наша аутентичность. Которой надо гордиться. Культивировать. Мы мыслящая и глубокодуховная культура. И из сегодняшнего культурного кризиса можно найти выход с помощью лингвистики: вспомнить о душе и справедливости. И таким образом запустить обратный процесс. Ведь в начале было Слово.

Поэтому Дорога к Храму пролегает в душе каждого русского человека. И будет пролегать и в век космоса. И в век нанороботов. Ведь ведет она к сердцу. Бог внутри каждого из нас.

Да хранит Вас Бог.

allaklenina | 15 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.