Кино XXI века: точка отсчета

Кино XXI века: точка отсчета

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ, РЕКЛАМЕ И PR ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОБА ПЕРА» - 2014

Номинация: Индивидуальное журналистское мастерство

Эссе

Кино XXI века: точка отсчета

Могу ли я сказать, что я киноманка? Пожалуй, нет. Но хорошее кино люблю и стараюсь не пропускать «Закрытые показы» Александра Гордона. Даже если в субботнем расписании мало понятная мне физика.

В географической удаленности от столиц есть свои плюсы и минусы. В моем небольшом городе в предгорьях Алтая всего один (!) кинотеатр, и его афиши как нельзя лучше показывают пристрастия массового зрителя: преобладают кассовые картины, призванные отвлекать от деловой и прочей суеты повседневности. Разнообразные фэнтази, боевики для мальчиков, лавстори с современными рыцарями для маленьких девочек, за просмотром которых забывается об уроках и строгостях школьной жизни. И, кажется, открывается тот самый большой мир, который видится на обложках глянцевого издата.

До Москвы и Петербурга с их культурными возможностями далеко, кинофестивали недосягаемы, элитное кино невостребовано. Но такие, как я, любители и ценители серьезного и неординарного, все – таки ищут. Во – первых, спасибо Александру Гарриевичу за талантливую, умную, профессиональную программу, воспитывающую толерантность и хороший зрительский вкус. «Кинопанорамы», на которой выросли наши родители давно не существует, и эстетическим воспитанием потребителей кинопродукции занимается уважаемый Гордон. Его ночные показы по пятницам представляют фильмы разнообразные, сложные, неоднозначные, и это увлекает больше всего. Благодаря живым дискуссиям гостей в студии, близких к кино или далеких от него, понимаешь, как важно, чтобы кино было живым, настоящим, элитным. Студия «Закрытого показа» - своеобразный зрительский мастер – класс, с которого уходишь с чувством радости и самоуважения.

Так чего я, юный зритель нового времени, жду от кино?

Конечно, разнообразия жанров и сюжетов. Безусловно, нужны

зомби-триллеры наподобие «Войны миров Z» Марка Форстера. Фильм полон новых спецэффектов, остросюжетен, увлекателен. И поучителен одновременно: человечество должно понимать, что научно – технический прогресс – палка о двух концах и развитие робототехники чревато расчеловечеванием.

Умное кино не может обойтись без романтики и волшебства, поэтому забытые детские сказки должны оживать в нем в ином качестве и по – прежнему утверждать вечную истину о неизбежной победе добра. Вопреки всему. Как это происходит в драмах «Русалка» Анны Меликян и «Жизнь Пи» Ли Энта. Режиссеры словно понимают мою потребность в чудесах и в полных трагизма историях своих героев, до боли знакомых и прочитанных заново, дают детской фантазии новые сильные крылья. И я не просто смотрю на экран, наслаждаюсь красочными картинами реальности, а учусь верить в силу любви и жертвенности, бескорыстной самоотдачи.

Я взрослею, поэтому мне важно знать окружающий мир, понимать происходящее. В этом мне помогает серьезное проблемное кино. Например, фильмы Валерии Гай-Германики, молодого режиссера, который по-своему смотрит на жестокий мир подростков. Ее фильмы «Школа», «Все умрут, а я останусь» хороши тем, что порождают острую дискуссию в обществе, заставляют говорить о проблемах образования, воспитания, об отношениях отцов и детей. Беспощадность правды должна потрясать. Гай - Германика это понимает. Не надо слушать чиновников и людей, которые не знают истинных проблем подростков, надо говорить с детьми. Фильмы режиссера дают мне возможность сказать о своих болевых точках громко и честно. Наша школьная жизнь нередко превращается в личную драму, и снимать драмы надо именно так, как делает это режиссер Валерия Гай, открыто и даже радикально. Недаром Валерию Гай «Новая газета» назвала «реактивной ракетой нового российского кино». Кино должно взрывать мещанское сознание и двигать жизнь в новом направлении.

Не могу не сказать о кино неигровом, документальном. Оно всегда было зеркалом социально-политических перемен, происходящих у нас в стране, а наша бурная новейшая история неизменно привлекает интерес всего мира. Я люблю смотреть документальную хронику, открывающую страницы человеческой истории. Запомнился фильм Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев?», искренний и страшный в своей откровенности. Журналист пригласил Евгению и Ксению Каратыгиных в эфир радио «Свобода» после того, как две юные сестры в эфире телепрограммы «Безумно красивые» в ответ на вопрос «Что такое холокост?» предположили, что такое название носит клей для обоев. Встретившись с девушками, автор решил свозить их на экскурсию в музей «Аушвиц Биркенау» в польском Освенциме и снял фильм про то, какие переживания оставила у девочек поездка.

Я уверена: мы должны почаще переживать у киноэкрана вот такие потрясения, чтобы не было стыдно за поколение, не знающее о трагедии европейских народов.

История должна представать перед нами в лицах и событиях, являться наглядно и образно и оставаться с нами не только в датах, но в переживаниях. Как после просмотра короткометражного фильма Дарьи Беловой «Иди и играй». Мальчик Гриша играет на улицах современного Берлина в войну, и в его игре, в следах от пуль на стенах домов, в памяти режиссера и зрителей, немецких, русских, любых, оживают призраки. Черно-белая короткометражка переносит зрителей в иное измерение, в реальность настоящей Второй мировой, которую ощущаешь мурашками на коже. Название фильма отсылает к страшной картине Элема Климова «Иди и смотри». Такой прием режиссера не случаен: кино не игра, а искусство со своими законами, и знать и уважать их необходимо всем тем, кто ходит в кинозалы не только чтобы есть попкорн.

Не могу не сказать о кино интеллектуальном, философском. Оно касается вопросов не праздных, важных для всякого человека и дает возможность размышлять над ними не в одиночестве, а вести молчаливый диалог с авторами фильма. Таковы, например, экранизации известных литературных шедевров, как «Замок» Алексея Балабанова и «Иуда» Андрея Богатырева. Создатели фильмов рассчитывают на собеседников образованных, начитанных, размышляющих не только на экзистенциальном, но и духовном уровне, и это ожидание паритетности особенно важно для меня.

Думаю, новое кино XXI века не должно быть ни пуританским, ни ханжеским, ни фривольным. Подлинное мастерство режиссера и сценариста, на мой взгляд, проявляется в способности поднять тайны человеческой души на такую высоту, чтобы они смогли осветить и бренное тело. Чтобы современный человек вспомнил: «дух - мой сподвижник и дух – мой вожатый». Не плоть, а именно дух. Я думаю об этом, вспоминая фильм «Жизнь Адели» Кешиша. Одна из самых провокационных кинолент последнего года, история Адели, которая незадолго до своего 18-летия встречает Эмму - загадочную девушку с голубыми волосами - и влюбляется в нее. Тема щекотливая, плохо освещенная киноэкраном, вызывающая противоречивые толки. Кому – то видится очень красивая история о любви, которая близка и понятна каждому, кому – то – приключения Зинки из второго подъезда. Не буду пытаться определять, относится ли фильм к элитарному кино – не это главное. Куда важнее, что два мира смотрят в глаза друг другу и в этот миг решается их судьба. Что выберут они: любовь и понимание или ненависть и вечное проклятие друг друга?

Один православный священник так ответил на вопрос о конце света: «Мир будет существовать до тех пор, пока не выберет одну из сторон». Так просто и так сложно!

На мой взгляд, помочь человечеству в этом выборе должно и новое кино XXI века, которое создается для Человека Мыслящего и Чувствующего. Он и есть точка отсчета.

anikeeva_j | 15 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.