Я зависим от... конкурс проба пера

Я зависим от... конкурс проба пера

Я зависим от…как избавится от оков своих проблем?

Сегодня десятилетняя Таня в первый раз пришла навещать своего папу-наркомана в тюрьму... В прошлый четверг пенсионера-дедушку выгнал из московской квартиры его собственный внук-алкоголик… Можно предположить, что через месяц или даже неделю, пусть даже путешествуя в троллейбусе, мы наверняка услышим о том, что очередная жена застрелила своего мужа за измену. Если моего читателя сейчас не растрогала ни одна из этих историй, то это возможно лишь потому, что разного рода проблемы, вызвавшие в конечном итоге крики, катастрофы или даже чью-то смерть, всегда оставались и до сих пор остаются нормой. Не зная, как помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, общественное хладнокровие становится неким универсальным щитом. Как жаль, что этот щит никчемен, когда проблемы настигают любого из его обладателей. В этой ситуации такой человек становится неким лютым зверем, которого все сторонятся и которому никто не может помочь, потому что просто не знают «А КАК»?

Мало кто понимает, что максимальное большинство проблем исходит из-за неумения владеть ситуацией, здраво рассуждать и не позволять трудностям взять вверх. Такое поведение в психологии называют аддиктивным, то есть зависимым, что в широком смысле понимают как стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или приспособления к определённым ситуациям. Выражаясь проще, с самого рождения младенцу на протяжении всей его жизни будет необходим воздух, пища, забота, поэтому у любого человека, как и у каждого живого существа, будет проявляться готовность к зависимому поведению, в нашем случае – от матери. Исходя из этого, можно смело сказать, что такой тип поведения, как необходимый фактор выживания, всегда являлся и будет являться нормой. Большинство людей на протяжении всей жизни испытывают сильную привязанность к родителям, друзьям, супругам, что никогда и не могло бы считаться позорным. Как ни странно, но в настоящее время зависимому поведению уделяется самое пристальное внимание, так как оно в своём выражении очень часто приводит к большому спектру последствий: утрате работоспособности, совершению преступлений, различным конфликтам, вреде здоровью, суициду – что представляет собой серьезную социальную проблему. Как это вообще возможно?

Представим ситуацию, которая будет понятна и близка любому современному человеку из века технологий: восемнадцатилетний Артём подходит к маме просить у неё денег на новый современный планшет, мол «удобнее работать вне дома». Сорокалетняя Ольга Васильевна возмущенна: «Что, ещё и на это тратиться? Обойдёшься, мы тебе итак три года назад ноутбук подарили». Всё бы хорошо, да только у этого трёхлетнего гаджета давно испортился аккумулятор, из-за чего ноутбук теперь работает лишь от розетки. То ли модель старая, то ли сын не правильно ухаживал за техникой – всё это Ольге Васильевне всё равно, да только она здесь не причём, а в «её времена даже этой роскоши не было», так что снова тратиться никто и не думает. В итоге сынок-выпускник поедет поступать в другой город без универсальных приспособлений для общения и работы.

Как становится типичным обращение особого внимания лишь на причины и последствия явления «поломки устройства», игнорируя при этом сам факт проблемы, так и в любом человеке, являющейся некой живой системой, может нарушиться механизм нормальной зависимости, которую окружающие, да и сам её обладатель, скорее всего проигнорируют, заостряя вопросы «кто виноват?» и «что случилось?» (муж-негодяй – всё пропил; подруга-стерва – парня увела; сосед-неудачник – взял да повесился). Но, на мой взгляд, если быть честным самим с собой, парой нельзя винить никого в том, что проблему обнаружили лишь на последних её стадиях. Существует множество нюансов, про которые очень часто забывают «суровые диагностики»:

Например, у того же самого мужа-негодяя есть друзья, в чьём кругу водится традиция – по воскресеньям ходить в баню и «веселиться». Эти же самые друзья всё наливают себе и наливают, а опьянеть не могут, когда муж-негодяй с первой рюмки чуть не упал, а отказаться от второй как-то и неудобно, да и позорно. Потом ему понравится, он захочется ещё и ещё, он будет искать себе собутыльников и начинать проставляться, оказавшись в результате с пустой головой и с пустым кошельком. В этом случае на руку друзьям сыграла особенная биологическая предрасположенность к спиртным напиткам, которая, кстати, прослеживается у потомков южных кровей, когда у мужа-негодяя явная непереносимость алкоголя. Свою лепту внесли и психологические особенности собутыльников, когда муж-негодяй постеснялся сказать «нет», а друзья думали лишь о собственном состоянии. Вот и будь после этого вежливым! Виноват ли муж-негодяй – его жене уже всё равно.

В другой ситуации, где подруга-стерва увела мужа из семьи, у виновницы происшествия будет уже какая-нибудь другая причина, например низкое социальное положение. Встав на место подруги-стервы, не каждый бы считал себя виноватым, так как такое поведение можно расценивать просто как средство выживания, ведь «на войне – как на войне». Да и незаконного ничего не совершенно. Однако при отсутствии последствий никогда нельзя отрицать самой проблемы. В данном случае подруга-стерва явно зависима от объекта своей любви: несостоявшийся муж в любой момент может бросить свою «стерву», как легко бросил и семью, да и сама жена-бывшая, вполне вероятно, в состоянии аффекта начнёт покушаться на жизнь подруги-стервы, а такое положение нельзя считать достаточно надёжным. К сожалению, в такой ситуации нюансом является то, что зависимости регулируются преимущественно морально-нравственными нормами, и только в самых опасных проявлениях – правовыми. Таким образом, все действия, вызванные любой вариацией зависимости, могут делиться на легальные (разрешённые) и нелегальные (запрещённые), причём замечу - в разных законодательствах могут меняться местами (например, в Голландии производство конопли легализовано). В результате определённые виды зависимости могут считаться однозначно вредными, а другие – не вредными.

В третьей ситуации можно вспомнить, что «в маленьких дозах любой яд является лекарством, и наоборот». От чего мог повеситься сосед-неудачник? Неудачником его назвали не просто так, а из-за проблем на работе. Предположим он, в отличие от своего товарища, был «менее конкурентно способен». Тогда, как и любой человек, он стал искать то, в чём будет успешен, дабы научиться выигрывать. Как не печально, но первым, что ему попалось на глаза – это казино. Дальше ситуацию и описывать глупо, ведь продолжение всем известно: начал выигрывать – втянулся – проиграл всё – повесился. Очевидно, что в этой ситуации «лекарство», которое могло соседу-неудачнику справиться с депрессией и стать спасательным кругом, послужило в большой дозе ядом. Тут и продолжать нечего.

Все три случая являются различными отклонениями от нормы, что в свою очередь, можно разделить на зависимые отношения и зависимое поведение. В первом варианте наблюдается явление, когда нормальная привязанность к людям развивается чрезмерно. В итоге жизнь без объекта становиться невозможной как в психологическом, так и в физическом смысле. Во втором варианте наоборот – на фоне дефицита привязанности к людям формируется склонность к злоупотреблению чего-либо при которой меняются потребности. В реальной жизни распространенны разные объекты зависимости: психоактивные вещества (наркотики, лекарственная зависимость), алкоголь, пища (в разных крайностях заболеваний от анорексии до ожирения), игры (интернет-зависимость, шопомания, азарт), секс (фетишизм, зоофилия, садомазохизм), религия и другое – то, с чем мы часто можем столкнуться. Уже стало ясно, что привязанность в малой или большей форме присутствует у всех живых организмов, но при «поломке устройства» она переходит в опасные и чрезмерные проявления, что и называется зависимостью.

Как ни странно, но когда человеку говорят, что он от чего-то зависим, то начинаются бунты, отрицания и он искренне не верит своему «диагносту». Так уж сложилось, но «зависимость» в человеческом подсознании ассоциируется с ограничением воли и свободы, беззаконием и несправедливостью. Как бы человек не был умён и не понимал, что анархия является абсолютной противоположностью истинной свободы, что свобода – это есть равновесие между равными обязанностями и правами, что индивид никогда не сможет выжить в одиночку, как бы человек хорошо не понимал всё это, в глубине души он всё же, слыша слово «зависимость», чувствует некое ущемление и дискомфорт. Но даже если принять как факт то, что человек зависим от чего-то и это является большой проблемой, ему всё же хочется знать причины своей «ненормальной» зависимости, будто бы тогда он сможет быстро освободиться от всех своих невзгод, будто бы это произошло как-то случайно. Чтож, на этот вопрос тоже можно ответить.

Любое отклоняющееся поведение (в психологии его называют «девиацией») вызывается и поддерживается одновременно несколькими причинами на различных уровнях. Мы выделим три фактора, приводящих к отклоняющемуся поведению при взаимодействии друг с другом: социальное, психологическое и биологическое.

Самый поверхностный из них – это социальный фактор. Очевидно, что все живые существа даже изначально рождаются не в равных условиях между собой. Чтобы не чувствовать свою ущербность, личность, столкнувшаяся с непреодолимыми, как ей самой кажется, проблемами, начинает менять личные ценности и нормы. Это проявляется в таких феноменах, как крушение идеалов, двойные стандарты, несоответствие законов реальным ситуациям и многое другое. Нельзя никого за это винить, ведь невозможно создать общество, где все люди будут иметь одинаковые условия для достижения успеха, да и потенциал у всех людей всегда будет разной. Когда человек не в силах противостоять социальным силам, он пытается найти путь адаптации, то есть пытается приспособиться к ситуации. В качестве таких путей Р.Мертон когда-то выделил такие, как мятеж, то есть активный бунт, ретризм, то есть пассивный уход от выполнения социальных норм (наркомания, алкоголизм, игромания), полное отрицание, например власти или закона и другие. Но если человек не в силах изменить сложившуюся ситуацию, не обязательно поддаваться объектам зависимости. Среди путей адаптации есть и более конструктивные, то есть такие пути, которые соответствуют правовым нормам и не угрожают жизни человека. Это может быть ритуализм. Вот ситуация: если начальство постоянно тиранит и ругает своего работника, то ему нужно хотя бы на время забыть о своих нравственных принципах и беспрекословно бездумно выполнять задания, а потом, допустим после зарплаты, найти более подобающее место. Другой вариант поведения – это инновация, то есть принятие цель, но отвержение привычных способов её достижения. Самый банальный пример: мужу с женой хочется сходить в кино, но не с кем оставить ребёнка. Можно вместо того, чтобы скандалить по поводу дорогих услуг няни, отвести ребёнка на выходные к бабушке. Подобных схем можно придумать множество, в зависимости от сложностей, чтобы в последствие не прибегать к алкоголю, наркотикам, скандалам и не страдать от последствий зависимого поведения.

Второй фактор – психологический. Ещё Антон Павлович Чехов в своё время говорил, что внутри каждого человека существуют определенные психологические барьеры, через которые он не может переступить и которые мешают ему жить. Допустим, человек боится остаться без денег (это могло быть вызвано плохим материальным положением в семье или голодом в определённый период жизни – не суть), тогда у него выработается принцип – много копить и меньше тратить. Естественно, что такое отношение к деньгам может приобрести болезненный характер и стать помехой для счастливой жизни. Всё дойдёт до того, что он будет прятать все свои «сокровища» в тайные места, даже друзьям не давать в долг, на жену тратиться очень и очень редко (если вообще она у него будет), а потом и вовсе, чуть ли не в приступах, видеть во всех окружающих возможных воров и хулиганов! Другую мысль выразил Виктор Франкл, когда ввёл понятие «фаталистической личности». В таком случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение ценностей, а значит и не видит себя активным участником своей собственной жизни. Например: «Я остался совершенно один и вдруг понял, что никому не нужен: девушка бросила, мама уехала на юг, бабушка и папа не звонят… Теперь я даже думаю о суициде. Вадим, 16 лет». В этом случае вряд ли такое состояние можно связать с житейскими проблемами. В данный момент времени мальчик впервые почувствовал себя личностью, существующей отдельно от других. Он наконец понимает, что ни один человек никогда не сможет разделить с ним полностью всю жизнь и принимать все решения за него. В этот период должен начаться процесс самоактуализации – стремление личности к росту и реализации своего потенциала. К сожалению, у «фаталистические личности» Франкла такой процесс заблокирован и существует лишь в возможности. Если не преодолеть все внутренние барьеры, человек будет всю жизнь от чего-то зависим, меняя лишь объекты зависимости.

Третий, самый глубокий фактор – это биологический. В этой сфере исследований очень хорошо преуспел итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо, продолжая биосоциологическую теорию о том, что преступное поведение связанно с биологической предрасположенностью. По его мнению, «врожденный преступник» находится во власти примитивных инстинктов, что и приводит к отклонению от социальных правил. Иными словами, каждый человек в большей или меньшей степени руководствуется своими чувствами, то есть животными инстинктами (воровать, доминировать, изменять), которые в природе помогают выживать, но в социуме считаются неуместными, и своим разумом, пытаясь найти более современные и удобные пути своей реализации для того, чтобы стать успешным в реальном мире. В этом направлении мысли можно ещё сказать то, что доля примитивного сознания, то есть обращения больше к своим чувствам и инстинктам, передаётся по наследству. Например, если муж постоянно возвращается пьяным домой, жена, вместо того, чтобы подавать на развод, будет просто «почаще его бить». В такой ситуацию по принципу наследственности скорее всего окажется и её дочь, которая и поступит точно так же. Если развивать эту мысль: Многие психоаналитики давно заметили, что модели взаимоотношений в семье воспроизводятся, то есть повторяются в судьбах следующих поколений. Чтобы помочь своим пациентам, психоаналитики обычно рисуют генограмму, то есть графическое изображение связей нескольких поколений в семье. Так как уйти от своей наследственности никак нельзя, психологи советуют лучше изучить историю семьи и, выбрав самый счастливый случай взаимоотношений родственников, идти по его аналогии. В нашем случае дочери нужно будет постараться найти себе парня, который похож не на её пьющего отца, а например, на её бизнесмена-дядю, больше общаясь с этим дядей и слушая семейные истории о нём.

Можно увидеть, что причины отклоняющегося поведения, которые приводят к разным типам зависимости, могут быть совершенно различны и очень часто даже не устраняемы. Более того, так как социальное положение, характер и биологические особенности чаще всего устойчивы, то и все люди делятся на более зависимых типов личности и почти независимых (самостоятельных). Стремление к зависимости является устойчивым. Можно заметить стремление к изменению своего физического и психологического состояния, снижение контроля над влечением к объекту, постепенное привыкание к зависимости. С одной стороны, ни одному человеку не захочется быть зависимым от чего-либо, а признаки могут показаться страшными, но в действительности зависимые типы личности могут жить совершенно счастливо и свободно, даже лучше, чем другие. Главное, чтобы зависимость не переходила в опасные свои формы. Как это сделать? Для начала, нужно иметь мотиваторы для жизни в реальности. Очень часто, чтобы бороться с зависимостью, например к табаку, наркотикам, садизму, алкоголю, обращаются к страху смерти своего пациента. Любовь к жизни является самым мощным мотиватором. Следующим шагом является создание более хорошей обстановки дома. В психологии есть такое понятие, как созависимость. Иными словами, люди, живущие вместе, соединяют свои генограммы (жизненные схемы) и сливают их в одну, создавая единое психологическое состояние в доме. Поэтому настроение окружающих очень важная вещь. Если обстановка в доме крайне напряженная, можно подключить кого-то третьего, например близких друзей. Тогда их психологическое состояние сольется с вашим и улучшит его. Чтобы совершить третий шаг, можно вспомнить, что зависимость имеет свойство переходить друг в друга. Если зависимость является деструктивной, то есть вредной, надо найти что-то, что будет являться заменой. Это может быть спорт, творчество, даже любовь. Например, существует известный факт о том, что человека, бросившего курить, «тянет на еду в больших количествах». Четвёртым, завершающим шагом, является ограничение личности. Так как «любой яд является одновременно и лекарством», ту же самую любовь к азартным играм можно просто ограничить во времени (к примеру, час в день), и тогда она будет приносить только удовольствие и пользу.

Моё мнение таково, что зависимость нельзя назвать отрицательным явлением. На протяжении всей жизни мы привязываемся к людям, которые делают нашу жизнь более яркой, у нас появляются интересы, которые помогают нам отвлечься от трудностей и начать радоваться жизни. Главное, чтобы объекты нашей зависимости не были вредными, чтобы мы всегда могли себя контролировать и вовремя остановиться, а люди, которых мы любим, никогда не злоупотребляли нашей добротой, но если такое и происходит, то нужно, чтобы мы в любой момент смогли найти в себе силы от них отказаться и быть самостоятельными. Если зависимость становится губительной болезнью, пора взять себя в руки, собрать все свои силы и направить их не на уничтожение собственной жизни, а на реализацию своего огромного потенциала, на воплощение всех мечтаний в жизнь. Я – это единственный, кто сможет изменить свою жизнь к лучшему!

miss_molibden | 12 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.