Билет в кино

Билет в кино

«Билет в кино»

«Фильм должен беспокоить зрителя как камешек в ботинке»

Ларс Фон Триер

Субботний вечер. Медленные шаги большой компании. Темное небо, и вдруг бросается в глаза яркая надпись: «Кинотеатр “Ижсталь”». С трудом открываются стеклянные двери. Подходим к кассе, замерзшими руками достаем деньги и получаем билеты. Из буфета волшебно пахнет чем-то сладким, но мы уже опаздываем. И вот он - кинозал: приглушенный свет, мягкие кресла.… Гаснет свет, все замирает. Черный экран. А дальше… Что будет дальше? О чем расскажет нам режиссер в своей киноленте? Чью историю зритель увидит на экране: историю простого парня, успешного предпринимателя или супергероя?

Ни для кого не секрет то, что кинокомпании предпочитают создавать такие фильмы, которые будут нравиться большинству людей, иначе фильм не принесет дохода. И в этом нет ничего плохого. Кинематограф с одной стороны тоже рынок, и в нем также предложение соответствует спросу. Значит, если мы хотим разобраться в том, что сейчас снимают, мы должны разобраться в желаниях зрителя.

Какой же вкус у зрителя 21 века? Для того чтобы ответить на это вопрос, я решил проанализировать «Список лидеров кинопроката за 2013 год в США и странах СНГ». Итак, самыми кассовыми фильмами оказались: «Железный человек 3» (боевик, кинокомикс, фантастика), «Человек из стали» (боевик, фантастика, приключения, экшн) и «Форсаж 6» (боевик, криминал). Откуда такой интерес к боевикам? Об этом однажды в своей статье «Мы стали сытыми – нам стало скучно?» размышлял публицист Дмитрий Аркатовский. Он утверждает, что мир находится в относительном спокойствии, поэтому на экранах люди хотят видеть кровь, боль, насилие, которых нет в жизни. Нам просто стало скучно. Но ведь были времена, когда преобладали добрые фильмы о любви, дружбе, подвигах именно в тот момент истории, когда проливалась кровь, свирепствовал кризис, и господствовал тоталитаризм. Люди смотрели добрые фильмы, чтобы отвлечься от ужасов, которыми была наполнена жизнь. А сейчас мирное небо над головой, сытые обеды и теплые дома...

Но сам автор в конце своей статьи все же находит положительный лучик света в этой ситуации: «Так, может, это и неплохо, что большинство землян нынче выбирают кино и книги с зубодробительным содержанием? Клюквенный морс он хоть и похож на кровь, но лишь расцветкой… »

Может быть, отчасти стоит согласиться с мнением Дмитрия Аркатовского, но все же нужно задуматься над тем воздействием, которое оказывают жестокие фильмы на наше подрастающее поколение. Проще говоря, чему фильмы учат наших детей? Жестокости и насилию? Разве ребенок должен знать, что такое боль и ненависть, разве ему нужно видеть кровь на экране? Конечно, нет. Кино должно воспитывать нравственного человека, тем более что многие забыли о книгах. Вспомним, например, замечательные фильмы, снятые еще при социалистической идеологии, которые учат поступать правильно, говорят о морали и духовности. Я помню любимые мной фильмы: «Приключения электроника», «Чучело», «Сто дней после детства». Почему сейчас не снимают ничего похожего?

Относительно недавно государство обратило внимание на эту проблему. 1 сентября 2012 года на территории России вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этому закону все «продукты» массовой культуры были поделены на пять категорий, тем самым ограничивая детей от вредной информации. Но есть некоторые моменты, требующие оговорки. Например, почему такие мировые шедевры как «Ну, погоди», «Крокодил Гена и Чебурашка» попали под категорию 18+? Этим нам сказали, что отечественные мультфильмы пропагандируют насилие и рекламируют курение табака? Нужно ли тогда подвергнуть цензуре Гоголя и Шолохова, а картины Боттичелли никогда не показывать школьникам? По сути, данный закон только призван ограничить детей от «вредной» информации, но часто он не действует. Одно дело, когда ребенок идет в кинотеатр (там есть, кому за этим следить), другое – это дома, у экрана телевизора или в Интернете. Разве 12-летнему подростку не захочется посмотреть 16+? Запретный плод сладок, а родителям не всегда удастся проследить за этим. Возникает вопрос: зачем нужен этот закон, если его не выполняют? Так по-русски – хотели как лучше, а получилось как всегда.

Кино — это вид искусства, являющийся синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, поэтому, как и в любом другом виде искусства, в кино отражаются проблемы того времени, к которому принадлежит сама картина. В этом легко убедиться на примере отечественной кинематографии.

Самые первые отечественные картины снимались на историческую тему, одним из них был «Броненосец “Потемкин” Сергея Эйзенштейна. Во время Великой Отечественной войны людям нужны были фильмы, говорящие о победе, о счастливом будущем. Появились «Падение Берлина», «Весна», «Поезд идет на восток». Кинематограф «Оттепели» изображал жизнь простого человека с настоящими характерами, и, казалось бы, обыденными историями. В это же время появились незабываемые комедии и драмы, которые и по сей день остаются шедеврами отечественного кино («12 стульев», «Самогонщики», «Афоня», «Карнавальная ночь»). Но в девяностые все изменилось. Появилась новая страна, страна, с еще несформировавшейся идеологией. Кризис кинематографа связан с духовно-нравственной неопределенностью общества. На протяжении семидесяти лет государство говорило народу, что есть плохо, а что хорошо, куда идти и что делать. Сейчас же полнейшая свобода, простор действий, множество дорог и направлений. Стоит «русский богатырь» на распутье и не знает куда идти. Вглядывается в горизонт – ищет указательный камень, но нет его, и неизвестно, что будет, если налево пойдешь, что случится, если направо пойдешь, а может лучше прямо? Хочется верить в то, что мы пойдем по верной дороге.

Размышляя о кинематографе прошлого, задумываешься: может все дело в людях? Может быть, современной России не хватает талантов? Были времена, когда люди шли на фильм, потому что видели на афише имя любимого актера или режиссера.

Сейчас нет таких актеров как О. Янковский, А. Абдулов, Л. Турченко. Не найти нам В.Тихонова более известного нам в роли Штирлица или Болконского, не найти О. Ефремова, знакомого как Подберозовиков или как таксист Сашка. Благодаря таким актерам фильмы казались живыми, словно копия наших судеб. Ведь важно не только передать текст и смысл, важно обыграть это так, чтобы мысль осталась в сердцах зрителей.

Что уж говорить о таких легендарных режиссерах как Гайдай и Рязанов. Вот уж действительно, их имена являются знаком качества. Если бы не они, у русского народа не было бы таких культовых персонажей, которых знает каждый: Остап Бендер, Горбунков, Геша, Трус, Бывалый, Балбес, Шурик и Лида, Леночка Крылова, Подберезовиков и Ипполит.

В чем секрет режиссеров и актеров, чьи работы являются шедеврами? На самом деле, секрета вовсе нет. Просто все эти фильмы сделаны с душой. Человек, занимающийся тем делом, которое ему нравится, вкладывающий в работу всего себя, по определению не может произвести что-то ужасное и ненужное. В современном кинематографе не хватает души, настоящей и неповторимой. Одни гонятся за деньгами и славой, забывая о душе, у других душа есть, но остается за бортом, так как заказчику не нужна душа режиссера. Но ведь люди искусства должны ощущать свою ответственность перед обществом. Актеры, режиссеры, музыканты, художники ответственны перед людьми, так как у них есть определенная власть над ними. И то, каким будет наше общество, во многом зависит от людей искусства.

Это замечательно, когда есть достойная кинематографическая история. Но что мы можем сказать о современном русском кино? У отечественных режиссеров нет фильмов подобных фильмам Голливуда, даже если и есть попытки, то они не очень удачные. Но и не нужно подражать кому-то. На мой взгляд, достойное русское кино – это истории, которые затрагивают нас до глубины сердца, в них заложен очень глубокий смысл. Они заставляют задуматься нас о том, что важно в жизни, задуматься о доброте, которой в наше время так не хватает. В последнее время были сняты фильмы достойные уважения и признания – это «Легенда №17», «Гагарин. Первый в космосе», «Сталинград», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Географ глобус пропил». В этих фильмах есть русская жизнь и русская душа. Там есть все, чем мы можем и должны гордиться.

Чего ждать нам от современного кинематографа? Очередных кровавых сцен в боевиках, которые так нравятся сегодняшней аудитории? Будем верить, что не только их. Ведь были, есть и, думается, будут достойные фильмы и достойные люди, которые снимают эти фильмы. И, быть может, однажды в «Списке лидеров кинопроката» появятся фильмы, в которые вложена душа, в которых заявлены высокие нравственные ценности. Фильмы не должны быть рассчитаны на сытое поколение, умирающее в скуке. Каждый из нас должен стремиться к нравственной работе, к самосовершенствованию. Тогда и фильмы, которые нам интересны, станут совершенно другими.

… На экране вверх поплыли титры, сопровождаемые мелодичной музыкой. Зажглись огни. Зрители медленно потянулись к выходу. Первой вышла семейная пара: девушка вытирает потекшую тушь, молодой человек, улыбаясь, что-то говорит ей. Вон мальчишка вскочил на спину отца и кричит: «Мама, можно я тоже, когда вырасту стану генералом?». Большая компания подростков, очень эмоционально обсуждает последнюю сцену. А за ними еще и еще люди. Для каждого из них фильм открыл что-то новое, вызвал фонтан эмоций, заставил задуматься над жизнью и судьбой. А это значит, что время и труд людей, работавших над фильмом, потрачены не впустую. У них получилось изменить мир к лучшему.

tema-myrzik | 11 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.