Чего мы ожидаем от современного кинематографа?

Чего мы ожидаем от современного кинематографа?

Событие, которое изменило жизнь общества, произошло в конце девятнадцатого века, когда мир узнал о том, что такое кино. Тогда прибывающий на черно-белой пленке поезд стал символом зарождения нового искусства, которое получило огромную популярность из-за своей доступности для всех слоев населения.

Поразительно, каким разнообразием отличается история кино! В начале двадцатого века было достаточно и простых фильмов, когда технологии еще не позволяли снять нечто более грандиозное. Но, не смотря на это, первые немые и черно-белые фильмы воспринимались «на ура». Примитивные в современном мире картины сто лет назад поражали зрителей не меньше, чем сейчас современные 3D технологии. Сколько знаменитых фильмов немого кино считаются классическими и великими произведениями искусства: «Броненосец Потемкин», «Огни большого города»… Без слов зрителям удавалось понять то, что хотели до них донести создатели «живых» картин. Как известно, то, что показывается на экране, отражает запросы и настроения общества. Сюжеты фильмов зависят от эпохи, к которой они относятся, и в разные исторические периоды выполняют разные задачи.

Кино помогало людям в трудные времена. Например, снятый в 1938 году фильм «Александр Невский» поднял патриотический дух советского народа. Именно поэтому с начала Великой Отечественной войны данная картина вновь появилась в кинотеатрах. Зрители были воодушевлены, в сердцах появлялась надежда, что родную землю удастся отстоять: «Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!». В тот момент от кинематографа ожидались фильмы, которые бы морально поддерживали людей.

В послевоенном мире в кино, как и во всех других сферах жизни, наблюдается подъем. Появились новые технические возможности, а значит, снимать кино становится легче, чем в начале двадцатого века. Тем более что кинематограф, как молодой вид искусства, только начинал свое победное шествие. Выбор тем и сюжетов для фильмов был огромен: шикарные исторические постановки, фильмы по классическим произведениям, большое количество комедий и т. д. В мире началась «кинолихорадка». Очереди в кинотеатр; всегда полные залы; большое количество фильмов, ставших классикой жанра.

Кино стало неотъемлемой частью жизни людей, впрочем, как и телесериалы. В конце двадцатого века они получили небывалую популярность. Бразильские и мексиканские «мыльные оперы», содержащие более двухсот серий, были буквально магнитом для телезрителей. Постепенно разнообразных сериалов появлялось все больше и больше, и теперь современное телевидение невозможно представить без них.

Но чем же обуславливается переход на многосерийные фильмы, где один день из жизни героев растягивается на несколько месяцев просмотра? Вся проблема в кризисе идей. В настоящее время очень трудно найти тему, о которой уже не был бы снят фильм, и настал момент, когда стали исчерпываться идеи. Что снимать в кино? Фильмы ужасов с заброшенным домом – слишком банально, восстание зомби – таких картин великое множество. Общество стало более требовательно к кинематографу, так как качество фильмов увеличилось в разы, избалованные зрители становятся привередливыми. Легче привлечь их к просмотру сериала, когда наблюдение за жизнью экранных героев становится привычкой, чем снять действительно что-нибудь стоящее. К сожалению, это так.

Вы заметили, что кино двадцать первого века, в основном, сосредоточилось на фильмах «фэнтези»? «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Ночной дозор»… Данные картины отличаются красочными съемками, разнообразными спецэффектами, знаменитыми актерами. В них есть все, но... Можно ли назвать фильмы этого направления так уж необходимыми в данное время? Ведь в них кроме всего прочего, очень много негатива и жестоких сцен. С одной стороны, такие фильмы помогают отвлечься от обыденной суеты и понять, что наша жизнь прекрасна, по сравнению с тем, что показывают на экране. А с другой стороны не умолкают споры о том, какое влияние оказывает насилие на экране на психику человека, особенно на подрастающее поколение. Печально, что некоторые современные картины ограничиваются лишь захватывающими съемками, но не заставляют нас задуматься. Часто бывает, что выйдя из зала кинотеатра, зрители тут же забывают о чем шла речь. Ценность кино как отдельного вида искусства падает. Поэтому общество ожидает от кинематографа чего-то более грандиозного.

Одним из таких фильмов стал «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона. Картина без сомнения вызвала волну восхищения у зрителей, многие ходили на премьеру не по одному разу и были готовы пересматривать «лучший фильм всех времен и народов» постоянно. Чем же эта постановка покорила сердца людей? Дело в том, что в картине удачно сочетается красивая история о любви; реальная трагедия, которая потрясла мир; талантливые актеры; прекрасная музыка; продуманность сюжета и шикарные масштабные съёмки, где на глазах зрителей на самом деле затонул корабль…. Данный фильм оправдал ожидания людей и теперь мы ждем постановки, которая опередит «Титаник». Надо признаться, это планка довольно высокая, а, как уже было сказано выше, много идей уже использовано. Поэтому в мировом прокате появилось большое количество ремейков. Старые фильмы снимают вновь, используя компьютерные технологии, стараясь поразить, в первую очередь, зрелищностью. Но они не пользуются большим успехом у зрителей, потому что оригиналы постановок уже произвели впечатление и без использования спецэффектов.

Особое место в новом кино занимают фильмы про будущее, которое не всегда приятно. И этому есть объяснение. Современное общество очень неоднородно по социальному и религиозному составу. К тому же в мире существует большое количество глобальных проблем: истощение природных ресурсов земли, происходящие, в основном, из-за халатного отношения человека к природе; увеличение природных и техногенных катастроф, терроризм... Неудивительно, что в наше время стараются снимать кинокартины, показывающие всю опасность тупикового развития человечества. Мы уже вступили на неправильный путь. Поэтому все фантастические сценарии развития событий, пока только показанные на экране, не так уж далеки от реальности. Некоторые герои современного кинематографа являются олицетворением всех отрицательных качеств человека. Но главным практически в любом фильме является наличие и положительного героя, который борется с «мировым злом», пытается взять ситуацию в свои руки и не дать человечеству окончательно погибнуть. Сюжеты голливудских фильмов «Время», «Голодные игры», «Элизиум», «Облачный атлас» красочно показывают зрителям предположительное будущее. Возможно, что появление таких фильмов показывает, что уже появился запрос на более справедливое устройство общества. Все большое количество людей осознает необходимость пересмотра идеалов и ценностей, видит, что мир становится слишком жестоким. А вдруг понятия морали и нравственности исчезнут совсем? Кино, словно зеркало общества, должно отразить и этот момент. А значит, мы ждем фильмов, которые научат быть нас добрее, справедливее, которые помогут нам сохранить человечность. Для себя мы делаем выводы: нужно что-то менять. Особенно сильно мы переживаем когда, исправить ошибки не всегда возможно, когда выхода нет…. Поэтому мы ожидаем, что на экране нам представятся пути решения проблем. Зрители надеются, что если главные герои фильма справились с задачей или хотя бы сделали попытку, то и мы все сможем.

Конечно, все суждения о кино зависят от личных вкусов человека и его предпочтений. Но без сомнения в любой исторический период существуют проблемы, которые являются общими для всех людей.

Двадцать первый век – время кардинальных перемен: в повседневной жизни человека появляется то, что раньше считалось фантастикой. Изменения происходят быстрыми темпами, общество ждет этого и в кинематографе. Время само предложит новые темы, а значит, появятся и новые фильмы, которые помогут людям двигаться дальше…

olga10 | 11 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.