Трое суток без воды, три минуты без кислорода... Сколько ты проживешь без Интернета?
Сегодня, изобретение новых технологий, более усовершенствованного оборудования – неотъемлемая часть жизни людей. Уже никому не нужно объяснять, что сотовый телефон предназначен для общения людей, которые могут находиться на разных континентах, в разных точках земного шара – это известно даже первокласснику. Есть и еще одно гениальное изобретение человечества– Интернет. Его можно назвать и банком информации, и универсальным коммуникативным устройством, и домашним мини-кинотеатром, и целым развлекательным центром. «Универсальная вещь», незаменимая в современном мире. Но, как и все гениальные изобретения человечества, Интернет имеет свои недостатки. И больше всего им подвержены дети и подростки, поскольку именно эти две группы населения составляют большую часть пользователей компьютером и Интернетом. О проблемах Интернета и подростков во Всемирной Паутине сегодня и пойдет наша речь с психологом, кандидатом психологических наук – Ермаковой Ириной Викторовной.
Корр.: Скажите, Ирина Викторовна, как вы считаете, Интернет для подростка это вред или все же польза?
Ирина Викторовна Ермакова: Знаете, это даже уже не вопрос, это проблема современного общества. С точки зрения информативности, Интернет стоит на первом месте. Ребенку больше не надо бегать по библиотекам в поисках нужных книжек, сидеть часами в тех же библиотеках для того, чтобы найти информацию по докладу. Сегодня любому человеку, в частности подростку-ученику, достаточно ввести в строку поиска правильно сформулированные критерии поиска, и он получит ответ на волнующий его вопрос. Казалось бы, все достаточно просто. С другой же стороны: в ребенке развивается такой порок как лень. Он лишний раз не будет совершать лишних телодвижений в поисках информации – для него это слишком просто и скучно. Пускай другие ищут. Также постепенными темпами ребенок начинает привыкать к Интернету, считать его незаменимым, все глубже и глубже погружаясь в эту паутину. Больше половины ребят в возрасте от 12 до 18 лет, на сегодняшний день, по данным опросов, проведенных в школах, уже не могут представить свою жизнь без ежедневной проверки своей почты, посещения своей социальной страницы, просмотра онлайн передач. Этот факт можно считать первым звоночком на пути ребенка к Интернет-зависимости.
Корр.: Вы говорите о Интернет-зависимости. Что это, новое заболевание общества, которому подвержены в большей массе дети?
Ирина Викторовна Ермакова: Термин “Internet-addiction”, что в переводе на русский язык означает "интернет-зависимость" в 1996 году ввел американский психолог Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого пребывания в Интернете. Но официальная наука до сих пор спорит о существовании данной болезни. Возможно, это одна из форм «вынужденной зависимости». Современный ученик (школьница, студентка, учащийся техникума) получает домашние задания, в основном, связанные с поиском, систематизацией и обработкой информации. Для того чтобы правильно проанализировать и понять всю информацию, полученную на уроке или лекции, ребенку просто необходим дополнительный материал для осмысления. Два – четыре часа для тех детей, кто очень плохо ориентируется в информации, и как минимум час для тех, кто умеет читать по диагонали. Далее следует выполнение домашнего задания – поиск информации может занимать до двух–трех часов, и это все минимальные временные рамки. Затем, анализ данных, переработка их в собственный доклад или сочинение, с добавлением своих мыслей. На все это уходит как минимум 5 – 6 часов. Еще два часа у детей уходит на прослушивании музыки, отвлекающие внимание картинки, сообщения в сетях и многое другое. О строении современных ресурсосодержащих сайтов и говорить не стоит. Яркие картинки, зачастую анимированные, мелкие шрифты текста, вирусные ссылки – это значительно осложняет работу ученику с интернетом. Невнимательный, рассеянный ребенок может провести за выполнением домашнего задания более 10 часов ежедневно. Эти данные позволяют считать любого невнимательного ребенка Интернет-зависимым, хотя на самом деле он просто вынужден сделать все домашнее задание, понять, как сделать, осмыслить все, что прочитал в дополнительных источниках.
Корр.: Есть ли вероятность излечения от зависимости?
Ирина Викторовна Ермакова: Лечение должно исходить из понимания проблемы. Если проблема действительно в Интернет-зависимости, то здесь стоит дать ребенку осознать: Интернет –это не реальная жизнь. Все эти онлайн-игры и социальные сети может заменить общение с реальными людьми, прогулки по парку, поездка в другой город на каникулы. Родителям стоит как можно больше уделять внимания ребенку, отправить отдохнуть в детский лагерь, съездить на море, а самое главное, минимизировать пребывание ребенка в Интернете. Но это всего лишь советы, на практике, могу сказать как опытный психолог: как только вы видите, что ваше чадо проводит в интернете большую часть своего времени, его нужно показать специалистам. Если же проблема в «вынужденной зависимости», то, на мой взгляд, стоит поговорить с преподавателями, либо самостоятельно помогать ребенку с уроками, для того чтобы сократить время пребывания в Интернете с домашними заданиями. Понимаете, когда диагноз поставлен, но нет достоверных сведений о заболевании, очень сложно с ним бороться. В любом случае, обращаясь ко всем родителям, скажу: «Уделяйте больше времени своим детям! Ведь в Интернете они ищут замену, прежде всего, своим родителям, которые по причине занятости, нехватки сил, желания, времени или еще чего-нибудь перестали общаться со своими детьми. Разговаривайте, гуляйте, помогайте с уроками и ваш ребенок никогда не будет знать такой фразы как Интернет-зависимый!»
Корр.: Спасибо вам большое Ирина Викторовна за очень интересную, а главное информативную беседу. Я думаю, нашим читателям очень пригодятся ваши советы.
(Корреспондент и автор статьи: Смирнова Анна)