Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

На первый взгляд, градация плохого и хорошего кажется очень простой и понятной. Но стоит начать размышлять на эту тему, понимаешь, что здесь нужны особые нравственные маячки.

Конечно, к разряду хорошего, не мучаясь в раздумьях, с легкостью можно отнести здоровье, семейное благополучие, престижную работу и еще сотни супервозможностей. Например, путешествия по миру…

НО! Это особая данность. Своеобразный карт-бланш, который в первую очередь нам обеспечивает семья. Ее моральный климат и материальные возможности. Поблагодарим за это своих родителей, и двинемся в своих рассуждениях дальше.

И так! Ты, наконец, упакован, образован и готов покорять жизненные вершины. Готов?!! Ты и впрямь так думаешь???!!! Скажешь и идеалы у тебя есть? Поздравляю! Говоришь, что к слову «идеал» можно подобрать 20 синонимов? Прекрасно! Да, среди них есть и «абсолют», и «эталон», и «верх совершенства», и «предел мечтаний» ….

Понятие, действительно, многогранное. Настолько многогранное, что нередко напоминает магический кристалл, вобравший в себя все «хорошо» и «плохо», которыми тебя научила жизнь. Свою обжигающую каплю в понимание добра и зла, помимо родственников, также вносят книги, ТВ, друзья. И из этих «хочу», «могу», «должен» выкристаллизовывается подчас мечта, которая толкает на подвиги и безрассудные поступки. О них, о поступках, и речь.

О тех поступках, которые ставят нас перед сложным выбором в загадочный час икс. В час, когда судьба высвечивает не только темные уголки души, но и человеческую сущность.

Таким решающим часом икс для новозеландского альпиниста и спасателя Марка Инглиса стал день 15 мая 2006 года. День восхождения на Эверест. Покорение самой высокой вершины мира для него было пределом мечтаний. Смыслом жизни, идеалом, эталоном. Причем, мечта у этого парня была настолько захватывающей, что он совершил почти невозможное.

В 1982 году во время восхождения на гору Кука Марк отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Думаете, что это остудило альпинистские порывы Инглиса? Отнюдь! Немного восстановившись, он вновь стал ходить в горы. Теперь уже на протезах. Причем даже стал чемпионом страны в спортивном многоборье среди инвалидов.

Но это была всего лишь промежуточная ступенька к осуществлению мечты. Марк решил доказать, что и инвалид способен покорить самую высокую вершину мира. И этот день настал. Мечта сбылась! Можно хлопать в ладоши, кричать «ура», но не хочется. У этой истории есть и темная сторона.

В тот день, когда Марк и его группа поднимались на вершину своей мечты, недалеко у тропинки они наткнулись на пещерку, в которой находился английский альпинист Дэвид Шарп. Этот парень тоже достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Дэвид побывал на многих вершинах мира, не покорялся ему только Эверест. Он пытался взобраться на вершину в 2003-м и 2004-м годах. Не получилось. 15 мая 2006 года он предпринял очередную попытку. Шел в одиночку. Без гидов. Налегке. Взял с собой только два галлона с кислородом вместо пяти. 15 мая Эверест Дэвиду удалось покорить, но спуститься вниз он не смог. В трехстах метрах от вершины Шарп упал и уже не смог подняться.

В 7 часов утра мимо пещерки, где он находился, проходили Инглис и члены его команды. Дэвид был жив, но был обморожен так, что не мог ни двигаться, ни говорить. Инглис оставил ему кислород и пошел дальше покорять вершину.

Инглис был сороковым альпинистом, который в то утро, прошел мимо умирающего Дэвида. Все они не хотели изменять своей мечте. Займись они спасательными работами, восхождение пришлось бы отложить. А это в их планы не входило.

История с Дэвидом Шарпом, так и оставшимся навсегда в горах, наделала много шума в СМИ, породила десятки дебатов на телевиденье и в Интернете.

60 процентов опрошенных сказали, что они остановились бы и помогли ему. Защитники же Инглиса утверждают, что на Эвересте другие законы выживания, и Шарп сам сделал свой выбор. Оставим без комментариев эти слова, и обратимся к мнению первого покорителя Эвереста сэра Эдмунда Хилари, одного из самых знаменитых скалолазов мира.

« В нашей экспедиции, – написал он 23 мая 2006 года в обращении ко всем, кто прошел мимо умирающего Дэвида Шарпа, – было немыслимо, чтобы мы оставили умирать кого – то попавшего в беду. Люди потеряли понятие о человеческих ценностях. Трудности работы на огромной высоте не являются никаким оправданием. Мне кажется, что общее отношение в эверестовских экспедициях стало просто ужасающим. У людей единственная задача – подняться на вершину. Им нет дела до кого – то еще, кто нуждается в помощи. Но человеческая жизнь была, есть и будет намного важнее, чем вершина горы».

Так что, вершины, к которым мы стремимся, очень много могут о нас рассказать. Нередко мерилом нравственности становятся наши поступки. Они – то и есть зеркало, в котором отражаются не только наши идеалы, но и наши представления о хорошем и плохом, добром и злом.

…Прошло уже почти семь лет, а тело Шарпа, как и многих других его товарищей по несчастью, эвакуировать не собираются. Это сопряжено с большим риском. Рисковать на Эвересте принято только ради вершины.

Прости нас, Дэвид!

elizabeth1762 | 4 декабря 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.