СПбГУ – ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
Отчет о проведении заключительного этапа конкурса "Проба пера" подготовлен Учебно-образовательным пресс-центром Института "Высшая кола журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ.
Текст - Евгения Чернышева
21-22 марта в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ прошел очный тур Всероссийского конкурса по журналистике, рекламе и PR для школьников «Проба пера». В 2016 году на конкурс подали заявки рекордное количество участников – 57 редакций, 31 съемочный коллектив и 86 индивидуальных конкурсантов, но до заключительного этапа добрались только 24 редакционных коллектива, 15 съемочных команд, 25 фотографов и 15 юных специалистов по рекламе и PR.
Прежде чем приступить к выполнению конкурсных заданий, участники прослушали установочные лекции от членов жюри и преподавателей СПбГУ, которые подробно рассказали о предъявляемых к работам требованиях, о критериях отбора, а также дали ценные наставления.
Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики, объяснил, что конкурсная тема номинации «Тележурналистика» – «Петербург – кинематографическая столица» – была выбрана не случайно: наш город является не только любимой съемочной площадкой для всего мирового кинематографа, но и регулярным местом проведения международных кинофестивалей. «Ваша главная цель – найти оригинальный подход и показать «киношный» Петербург с необычного ракурса», - дал задание Сергей Ильченко молодым корреспондентам.
Найти оригинальный подход должны были и школьники, соревновавшиеся за звание лучшего фотографа. Их задачей было сделать снимок на одну (или сразу несколько) из предложенных тем: «Уличная мода» («Не может быть!»), «Проза жизни» (визуальный шум) и «Смотрите – классика!» (городская открытка). Александр Беленький, старший преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий, объяснил конкурсантам, как в обыденном увидеть интересное и как запечатлеть это на фотографии: «Фотограф, в отличие от остальных людей, должен замечать абсолютно все, что происходит вокруг него и совсем по-другому смотреть на этот мир».
Участники редакционных коллективов должны были представить себя корреспондентами корпоративных изданий, выпускаемых при предприятиях таких областей промышленности, как судостроение, мостостроение, метростроение, железнодорожный транспорт, гражданское строительство, алмазодобывающая индустрия, рыбное хозяйство и многих других, и сверстать 2-х полосную газету, обязательно включив в нее заметку, интервью, репортаж, редакторскую колонку и опрос. При этом специальный выпуск газеты должен был быть посвящен Году кино в России.
Установочную лекцию для юных специалистов по рекламе и PR провела Галина Панкова, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе. Он рассказала школьникам об основах рекламы и PR, их базовых отличиях, целях и средствах, и поставила задачу разработать акцию под названием «Ответственное присутствие в социальных сетях». При разработке задания участники должны были ответить на два главных вопроса паблик рилейшнз: «Для чего?» и «Для кого?».
На выполнение заданий у конкурсантов был один день.
22 марта, после сдачи всех проектов, школьники и их педагоги получили возможность послушать мастер-классы от профессионалов в сфере массовых коммуникаций.
Ольга Артеменко, продюсер телеканала «Санкт-Петербург», рассказала участникам конкурса о процессе съемки информационного сюжета, о часто допускаемых ошибках, и на примере репортажей ее коллег-корреспондентов объяснила, что нужно сделать, чтобы заинтересовать и увлечь зрителя. Кроме того Ольга ответила на вопросы, особенно волнующие учеников выпускных классов: насколько сложно поступить в СПбГУ, как понравиться приемной комиссии, в чем плюсы и минусы учебы.
Оксана Чернышёва, журналист, руководитель ряда федеральных медиапроектов и советник ректора СПбГУ, рассказала ребятам о своем профессиональном пути: о том, что ее привело в журналистику, и что удерживало в профессии на протяжении многих лет: «Каждый раз, когда я пишу текст, я ощущаю какое-то приятное волнение и безумное желание довести работу до конца. Вот и вы должны испытывать нечто подобное постоянно, иначе вам нечего делать в этой сфере».
Мастер-класс Кристины Корнеевой, старшего PR-менеджера проектов Практики корпоративных коммуникаций SPN Communications, прошел в интерактивной форме: школьники сами попытались определить разницу между такими сферами массмедиа, как блогинг, журналистика и PR. В конце мастер-класса состоялся «баттл» между пиарщиками, которые пытались продать новость, и журналистами, которые эту новость должны были опубликовать. Победили, как и ожидалось, профессионализм и креативный подход к решению проблемы.
Пока участники конкурса были на мастер-классах, члены жюри кропотливо изучали присланные работы и решали, кто станет лучшим из лучших. Имена победителей озвучили на церемонии закрытия конкурса «Проба пера».
Победителей номинации «Тележурналистика» назвал Сергей Ильченко: призерами стали Юлия Вейман из Гатчины и Юлия Прыткова из далекой Воркуты, и первое место было присуждено Елизавете Водневой и оператору сюжета Марине Сироте из Новосибирска, снявшим сюжет о роли петербургских мостов в отечественном и мировом кинематографе. Кроме того, в этой номинации был вручен специальный приз Василисе Сабаевой из Санкт-Петербурга за оригинальный подход к теме: она сделала ролик о нашумевшем фильме Александра Сокурова «Русский ковчег».
Александр Беленький представил на церемонии работы участников в номинации «Фотожурналистика» и озвучил имена лучших. Призерами были объявлены Дарья Криворотова из Санкт-Петербурга и Кира Наумова из Калининграда, победительницей стала Дарья Корзюкова из Санкт-Петербурга, сделавшая самое большое количество качественных снимков сразу на несколько тем.
Победителей номинации «Рекламные и PR-проекты» огласила старший преподаватель кафедры связей с общественностью в бизнесе Екатерина Шаркова, отметившая высокий уровень работ и грамотный подход участников к разработке акции. Третье место заняла Любовь Энина из Санкт-Петербурга, второе место было присуждено также петербурженке Елизавете Лабзе, и, наконец, первое место заняла школьница из Новосибирска Юлия Ковалева.
Самая масштабная номинация «Школьная пресса» была разделена на три части: «Лучший дизайн газеты», «Лучшая концепция газеты», и, собственно, «Лучшая газета».
В номинации «Лучший дизайн» места распределились следующим образом: призовые места получили «Моя газета+», созданная ребятами из Петрозаводска, и газета «Шаг» (Пушкин). Первое место было присуждено газете холдинга «ЛМИ. ТАЙМ», которую представили школьники из Саратова.
Лучшие концепции изданий представили издания «Липецк молодость» (г. Липецк) и «Мы» (г. Воркута), и первое место получила газета «Горностай» из Новосибирска.
Для награждения в номинации «Лучшая газета» на сцену были приглашены доцент кафедры периодической печати Камилла Нигматуллина и председатель Санкт-Петербургского отделения Лиги юных журналистов Евгений Веснин. Они признались, что из-за большого количества достойных работ им было крайне сложно выбрать всего трех победителей. В итоге призерами были объявлены издания «Эпиграф» (Санкт-Петербург) и «Кутерьма» (г. Стрежевой), победу одержала газета «Авось-ка» (г. Глазов).
«Неважно заняли вы сегодня какое-то место или нет, - сказала в заключении координатор «Пробы пера» Юлия Хакимова, - тот факт, что вы находитесь в стенах Университета, уже говорит о том, что все вы победители!».