ЕГЭ: сотни из ларца, одинаковых с лица
ЕГЭ: сотни из ларца, одинаковых с лица
Вот и наступил в моей жизни тот самый страшный год, которого так боятся ученики. Одиннадцатый класс… Все меньше времени остается до того самого – жуткого ЕГЭ. Экзамены все ближе, а переживания сильнее. Совсем скоро я переступлю порог незнакомого кабинета, сяду за стол, передо мной окажутся задания и настоящие бланки для ответов …
В современном мире мы не представляем свою жизнь без компьютера. Он давно уже стоит дома у каждого. Компьютеризация не могла не затронуть и сферу образования. Так в 2009 году появился ЕГЭ, ставший единственной формой выпускных экзаменов. «Крестик нужно ставить ровно в квадратик, иначе техника ответ не засчитает», – в сотый раз объясняют нам учителя. Ученик на экзамене оказывается в непривычной для себя ситуации – в незнакомой школе, он должен соблюсти все правила проведения, не запутаться в бланках, грамотно все заполнить. И самое сложное – написать работу.
Все выпускники обязательно должны сдать математику и русский язык, без них поступление ни в одно учебное заведение невозможно. Что касается математики, то всем хорошо известно, как тесно она связана с компьютером. Каких-либо определенных сомнений у меня экзамен не вызывает. Вполне достаточно знать школьную программу, чтобы получить удовлетворительную оценку. С русским же дело обстоит немного иначе.
На уроках по языку нас постоянно готовят, давая решать тесты из первой и второй части. Особенно важна в этом экзамене «часть С», где требуется написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Казалось бы, мне, человеку, который третий год увлечен журналистикой, написать такой текст не должно доставлять особой сложности. Однако дело обстоит иначе. Когда писала пробный ЕГЭ, я думала, что не допустила ошибок. Объявили результаты, и оказалось, что у меня не так уж много баллов за последнюю часть. Мне стало интересно, что я написала не так. В тот же день, придя домой, открыла книжку для подготовки и ознакомилась с тем, что должно быть обязательно отражено в сочинении.
Задание этой части заключается в том, чтобы прочитать текст, выявить главную проблему, прокомментировать ее. Нужно сформулировать взгляд автора и собственное мнение. «Напишите, согласны или не согласны вы с позицией автора», – читаю я в книжке. По сути, задание не ограничивает ученика – он может писать то, что считает нужным. На самом деле это не совсем так. Не раз я слышала от учителей: «Никогда не говори, что отрицаешь позицию автора». «Но задание же подразумевает такую возможность», – удивлялась я. «Пойми, при оценке работы вряд ли правильно воспримут твое стремление высказаться», – понимая мое негодование, отвечала мне учительница.
И это еще не все, что ученики должны учесть в своей работе. В старших классах сочинения в свободном жанре уже не пишут, начинается усиленная подготовка к ЕГЭ. На протяжении последних двух лет мы тренируемся писать тексты, построенные «по образцу», и если сравнить все наши работы вне зависимости от темы, то будет заметно, что почти все они одинаковы. Различия можно заметить только в нескольких фразах. В классе нам дали схему, как лучше скомпоновать такое сочинение: последовательность абзацев, предложений, примеры перехода от одной темы к другой, и даже начала всех предложений, куда требуется вставить слова по той теме, которая достанется.
Теперь все ребята пишут только так и никак иначе. Где же та свобода творчества, которая неизменно должна присутствовать в сочинениях? Возможно, некоторым навыки написания текстов в жизни и не пригодятся, но что делать подросткам, которые планируют связать свою жизнь с гуманитарными науками? Думаю, что вина в этом не учителей, которые лишь стараются, чтобы их ученики сдали экзамены и поступили в ВУЗы, а в самих этих единых и неизменных экзаменах.
Недавно в одной из газет мне на глаза попалась статья о том, что ЕГЭ будут совершенствовать. Общественный совет при Рособрнадзоре признал, что пора от простого подсчета баллов переходить к их глубокому анализу. Однако члены совета никак не высказались о том, каким образом выпускники сдают эти экзамены, и, самое главное, какие знания они при этом получают.
Многие обучающиеся и педагоги почему-то уверены, что такую форму экзаменов не отменят. А мне хочется верить, что все-таки изменят. К лучшему.
Вера Решетова,
КНЖ «Первая строка»
МАОУ ДОД «Рязанский городской
Дворец детского творчества»,
11 класс