Феномен "Pussy Riot" или "Тайное всегда становится явным".

Феномен "Pussy Riot" или "Тайное всегда становится явным".

«FREE PUSSY RIOT» - такими надписями еще недавно «пестрила» добрая половина информационного мира, как Российской Федерации, так и зарубежья. Так называемая российская скандально известная панк-рок-группа «Pussy Riot» давно прославилась в народе своими неформальными выступлениями, организуемыми в формате несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах. «Пиком карьеры» для группы стала беспрецедентная акция, проведенная в Москве в храме Христа Спасителя, именуемая участницами как «панк-молебен».

21 февраля 2012 года девушки в ярких платьях и лосинах, на головах у которых были одеты цветные шапки с прорезями для глаз и рта, ворвались в храм Христа Спасителя и в течение 20-23 секунд осеняли себя крестным знамением, стоя на коленях, а остальное время пытались произнести слова песни «Богородица, Путина прогони!», пока не были удалены охранниками храма. Слух об этой акции был мгновенно распространен в различных СМИ. Мнения общественности разделились: одни требовали для кощунниц жесткой меры наказания, другие же, напротив, просили освободить девушек.

Точка в «деле о Pussy Riot» была поставлена 10 октября 2012 года в Московском городском суде, где был вынесен приговор, по которому двум участницам группы досталось по два года лишения свободы, а третья получила условный срок.

Каков был мотив этой акции? Таким был первый вопрос, который возник у меня в голове. Многие мои знакомые и по сей день очень негативно настроены ко всему, что имеет хоть малейшее отношение к «Pussy Riot», но никто из них не пробовал по-настоящему разобраться в причинах, побудивших девушек на столь отчаянный шаг.

Узнав подробнее о личностях девушек, я была несколько шокирована. Раньше я думала, что они обычные хулиганки без образования, но я заблуждалась.

Мария Алёхина — студентка 4-го курса Института журналистики и литературного творчества, мать пятилетнего сына Филиппа и активный волонтёр благотворительного молодёжного общественного движения в поддержку православных молодёжных инициатив.

Екатерина Самуцевич — по окончании Московского энергетического института работала программистом в оборонном концерне «Моринформсистема-Агат», а также окончила Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко.

Надежда Толоконникова — студентка 5-го курса Философского факультета МГУ, замужем за художником Петром Верзиловым. Дочери Надежды и Петра Гере на момент ареста было четыре года.

Согласитесь, нельзя сказать, что девушки – просто «оборванки» без цели в жизни. Следовательно, у их акции был конкретный мотив, и только поняв его, можно узнать ответ на вопрос, была ли акция провокацией, и, если да, то к чему она провоцировала.

В одном из интервью, участницы сказали следующее: «Мы не считаем, что оскорбили чьи-то чувства, потому что это была антиклерикальная акция, направленная против слишком тесного общения церкви и политики. Если мы и хотели оскорбить чьи-то чувства, то только чувства Путина и путинистов. Мы уважаем верующих людей, но нам не нравится преступное сотрудничество РПЦ и наших властей. Прогрессивное православие допускает такие формы молебнов, и настоящие православные люди нас поддержат.»

Широкая общественность часто обходила стороной тему сотрудничества власти и РПЦ, но после того, как люди узнали о мотивах акции «Pussy Riot», эта тема всплыла наружу и значительная часть людей поддержала девушек. Стало невозможно отрицать некоторые любопытные факты. Например, многие заметили, что в одном из своих выступлений, проводимых еще до выборов на пост президента РФ 4 марта 2012 года, Патриарх Кирилл открыто дал понять, что поддерживает кандидата В. В. Путина. Тем самым «лишив РПЦ остатков нейтралитета и сделав ее непосредственным участником политического процесса» - как писал Гарри Каспаров в своем ЖЖ. Не удивительно, что люди не довольны таким положением вещей, ведь у церкви свои законы, основанные на библейских заповедях, наказание за нарушение этих законов должно следовать по завершении жизни человека, если тот искренне не раскается в содеянном. В данном случае отмерять меру наказания имеет право только Всевышний. У государства же законы совершенно другие, они основаны на Конституции РФ, а наказание за нарушение этих законов, согласно УК РФ, очень легко получить, еще находясь «на этом свете».

В ситуации, сложившейся с вынесением приговора активисткам «Pussy Riot», грань между наказанием за церковные законы и наказанием за законы государства несколько «размылась».

Ведь с правовой точки зрения девушки не совершали страшного преступления, да и законы церкви не были столь серьезно нарушены, никто ужасным образом не осквернял и, тем более, не уничтожал святыни, как, например, мужчина, порубивший иконы в соборе Прокопия Праведного в Великом Устюге. Тем не менее, первоначально всем трем девушкам хотели дать внушительный тюремный срок длиной в семь лет лишения свободы.

Интересен также тот факт, что сам Патриарх Кирилл долгое время не хотел комментировать этот вопрос. Лишь, спустя некоторое время, после совершения литургии в московском храме Ризоположения, назвал действия девушек "глумлением над великими святынями" и призвал не оправдывать «кощунство» группы, заявив, что огорчен попытками православных людей, или тех, кто себя таковыми считает, минимизировать вину «Pussy Riot». Глава православной церкви при этом не упомянул ни слова о содержании «панк-молебна», что дало массам пищу для размышлений. Многие сочли это своеобразной местью патриарха за раскрытие тайны связей власти и РПЦ.

Правда это или ложь – нам остается только догадываться, но факты навсегда остаются фактами.

Что же сказать в завершении? Да. «Панк-молебен» - это, действительно, провокация. Но провоцирует он не к совершению аморальных действий или «глумлению» над церковью. Девушки, сами о том не догадываясь, затронули проблему гораздо глубже, чем ожидали. Они не просто спровоцировали людей против тесного общения между властью и РПЦ, они сами стали примером, подтверждающим эти опасения.

Не могу сказать, что меня полностью устраивает метод девушек доносить свою позицию до населения, но кто знает, возможно, это был единственный эффективный метод, ведь сработало, согласитесь, «на ура». К тому же, меня также не совсем устроила итоговая мера наказания, два года лишения свободы некоторым давали за убийства, а некоторым, тоже за убийства, давали условный срок. А вообще, забавная штука получается. В «сталинское» время один за другим сносили храмы, и ты мог сесть за решетку за свою веру, а теперь сами верующие сажают за решетку. Чего только на Руси не увидишь.

Кузуб Дарья, ученица 9м класса ГБОУ Общеобразовательной школы №644, Приморского района, города Санкт-Петербурга.

daria_kuzub | 4 февраля 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.