ЕГЭ: немного о последствиях

ЕГЭ: немного о последствиях

Единый Государственный Экзамен – это едва ли не самая популярная и избитая тема для обсуждения среди разных кругов современного общества. Начиная от людей старшего поколения, считающих, что экзамены в традиционной форме дают более объективную оценку знаний, и заканчивая профессорами многих ВУЗов, уверенными, что благодаря ЕГЭ в университеты будут поступать только лучшие из лучших, каждый считает своим долгом поучаствовать в полемике по этому поводу. И это неудивительно: относительно молодое явление еще не успело устояться и прижиться. К тому же, с 2009 года ЕГЭ теряет статус эксперимента и становится обязательной формой аттестации для всех выпускников российских школ. Любое нововведение имеет свои плюсы, ведь иначе незачем было бы менять привычную систему. Но и минусов предостаточно.

Одним из главных аргументов «за» является тот факт, что благодаря новой системе абитуриент из провинции и, скажем, выпускник московской школы имеют равные шансы на поступление в самые престижные высшие учебные заведения страны. Причем, нет никакой необходимости ехать в другой город на вступительные экзамены. Сдаешь ЕГЭ, смотришь на результат, выбираешь до пяти ВУЗов, отправляешь документы. Перешагнул «балловый порог» университета – добро пожаловать! Таким образом, высшее образование становится общедоступным.

Кроме того, единая система оценивания позволяет лучше сравнить уровень обученности в разных городах и областях страны, составить объективный рейтинг учебных заведений. Это, в свою очередь, предоставляет возможность родителям выбрать подходящую школу для их ребенка, а власть имущим обратить внимание на слабые регионы. Усиленный государственный контроль и возрастающая конкуренция придадут мощный импульс для всестороннего развития учреждений общего образования, внедрения новых технологий повсеместно. Повысятся требования и к учителям, что приведет к повышению их квалификации. В результате всего этого, качество образования в России должно улучшиться.

Помимо вышесказанного, определенный смысл имеет и компьютеризированная проверка. Во-первых, она снижает затраты, связанные с оплатой наемных проверяющих. Во-вторых, исключается человеческий фактор, за счет чего работа выполняется намного быстрее, что не идет в ущерб качеству. За считанные секунды тестовая часть более сотни работ проверена – остаётся лишь проверить сочинения, задания с развернутым ответом и т.д.

Безусловно, ЕГЭ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед прежней традиционной системой. Но давайте теперь поговорим и о недостатках. Благоприятная на первый взгляд картина при более глубоком рассмотрении выявляет свою теневую сторону и ужасные, необратимые последствия.

Прежде всего, это относится к предметам, в которых требуется не только знание материала, но его понимание. Возьмем для примера русский язык. Существует множество правил и норм орфографии, синтаксиса, пунктуации, фонетики и других разделов. Задания части А предполагают проверку знаний по этим разделам. Однако тестовая форма не позволяет убедиться в умении сдающего доказывать и аргументировать свой ответ. Не обязательно знать все правила, чтобы выбрать правильный вариант из четырех. Логика, метод исключения, а иногда даже интуиция помогают набирать баллы самым слабым ученикам. Более того, некоторые задания настолько элементарны, что ошибиться в них подчас труднее, чем ответить верно.

Что касается части С, то здесь, казалось бы, и должны проявить себя самые способные дети, продемонстрировать свою грамотность и умение красиво писать. Тем не менее, любое выступление за узкие рамки критериев оценивания карается потерей баллов. Пусть сочинение написано без ошибок, великолепным стилем и содержит в себе здравый смысл – на первом месте - соответствие определенным нормам. Как следствие, лучшую оценку получит не тот, кто мыслит нестандартно, годами оттачивает мастерство письма, расширяет лексический запас, читая литературу, а тот, кто вооружится клише и избитыми фразами, зазубрит наизусть пресловутые критерии и не посмеет их нарушить.

Многим, конечно, придется по душе такой подход, ведь не у всех есть писательский талант, а такое сочинение написать сможет каждый. И не нужно лишний раз нагружать мозги информацией. Но тем, кто хочет изучать русский язык и литературу углубленно, кто хочет развиваться нравственно, кому не равнодушна культура, требуется большой объем знаний. А получается, что не экзамен проверяет уровень обученности, начитанности, общей эрудиции, а наоборот – весь материал «подгоняется» под предстоящую аттестацию, программы переписываются с расчетом на нее; детей не учат, а готовят к ЕГЭ. И это касается, конечно, не только русского языка и литературы, но и многих других предметов.

Как же в таких условиях изучить что-либо на уровне, соответствующем уровню интеллигентного, образованного человека? Откуда взяться талантливым писателям, режиссерам, ученым, если каждого человека еще со школьной скамьи будут «форматировать» под ЕГЭ, убивая в нем творческие способности и рациональное мышление? А что же дальше? ...

Я прихожу к выводу, что Единый Государственный Экзамен в той форме, в которой он есть на данный момент, является прямой угрозой российскому образованию и общему уровню образованности в нашей стране в перспективе. ЕГЭ стал не стимулом к изучению предмета, а его самоцелью, что непременно приведет к печальным последствиям. Хотя переход к новой системе – это значимый и нужный шаг в развитии образовательной сферы, все же реформа представляется мне недостаточно подготовленной. К вышеупомянутым причинам добавлю, что в процессе выполнения ЕГЭ нередко можно встретиться с некорректно составленным заданием, на которое нельзя дать однозначный ответ; что и компьютеры могут ошибаться, и известно немало случаев, когда компьютер неправильно распознавал ответы ученика и не засчитывал баллы. Помимо того, наивно, как мне кажется, было бы полагать, что ЕГЭ помогает избежать коррупции. Ее уровень в стране остается прежним, меняется только «ступень», на которой она совершается. Таким образом, за всеми внешними плюсами ЕГЭ кроются большие и значительные изъяны. Когда будут доработаны задания и система проверки, когда будут готовы новые программы, которые позволят как получать знания, так и готовиться к аттестации, когда будут введены более строгие меры по борьбе с коррупцией, тогда, вероятно, ЕГЭ найдет больше сторонников. А пока что…

skywriter27 | 4 февраля 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.