Урбанистическая утопия
Здравствуй, читатель! Я не хотел бы начинать свою статью с огромных эпилогов, способных завести в дебри этой сложной, но, на мой взгляд, интересной темы. Начну с вопроса, который может показаться до абсурда банальным: «Где вы живёте?» Вопрос этот я задал не просто так, а дабы стало ещё понятней, к чему веду этот разговор. Я задаю его жителям Москвы и Санкт-Петербурга, а не тем людям, кого обитатели двух столиц с усмешкой называют «провинциалами».
По всей Российской Федерации, многие области нашей страны, не считая Москву и Петербург, считаются, да и фактически являются, отдалёнными, они отдалены от самих себя—современной, успешной, с уверенностью смотрящей в будущее России, какой её часто показывают в телеэфире и какой мы бы хотели её видеть. К чему это я всё? Представьте, вы молодой человек, вам 18 лет, вы окончили в школу, допустим, в Новороссийске, семья у вас не особо богатая. Вам нужно получить образование, которое будет гарантировать хорошую работу и зарплату, чтобы обеспечить достойный уровень жизни вашей будущей семье и вашим престарелым родителям. Представили? А теперь попробуйте включить фантазию и продумать свои дальнейшие действия? Вы, скорее всего, говорите: «Остаюсь в родном городе! Иду в учиться в ВУЗ, а затем на работу». Ведь так трудно расстаться с родными местами, где всё тебе знакомо, где тебя окружают близкие и родные люди, готовые прийти на помощь.
Обсудим материальную сторону вопроса: средний заработок в Новороссийске 23,5 тысячи рублей, что в общем-то неплохо, есть места где всё обстоит гораздо хуже, а в Санкт-Петербуге, например, он подлетает уже к 30 тысячам рублям в месяц, а если заглянуть в кошелёк средне статистическому москвичу, то его средний доход составит около 45 тысяч рублей в месяц. И вот тут как раз начинается то, к чему я всё и вёл. Дело не только в возможностях получения образования и достойной работы, а в том, что нет, нет в России жизни в «провинциях», не дают там того, что предлагает столица: бытовой комфорт, социальная защищённость, гарантированное (почти на 100%) трудоустройство.
Россия—страна большая, и большая её часть—провинциальные города, городки, сёла, деревни, в которых, даже если ты получил образование, соответствующее всем современным стандартам, нет никакой гарантии, что у тебя будет работа. Работать людям просто негде! Где работа? Где найти в селе работу, чтобы прокормить семью? На себя работать? Мы лет так на 300 не ошиблись? Сейчас с одной мотыгой и лопатой ничего не наработаешь! Вы в деревне давно были? Хорошо, когда курицы по двору бегают, а для того, чтобы вести сельское хозяйство, нужны даже не лошади, а трактора и другие современные механизмы! Кто сказал, что сейчас русские люди свободны? От чего они свободны—от работы, от жизни? Большинство людей на селе просто пытаются выжить. И выживают, вопреки абсолютному безразличию государства к их судьбе и быту.
Я могу показаться надоедливым, но всё же предложу снова включить вашу фантазию и представить типичный деревенский уголок. В вашем воображении наверняка уютная изба, с русской печкой, водой из колодца, свежим молоком, баней и прочими деревенскими вещами, столь милыми сердцу столичного дачника. А теперь, дамы и господа, возвращаю вас обратно в XXI век, я не постесняюсь повториться—XXI! К чему это всё, спросите вы. Давайте обсудим:
—Почему там нет водопровода? Они что, не люди? И не надо говорить, что придираюсь, что это ведь село. А вы знаете, что водопровод появился за 1000 лет до нашей эры, в России первая подобная система была устроена ещё в 11 веке в Новгороде. Так почему, почему в деревнях, среди которых есть такие, что намного старше большей части городов страны, ещё нет этого «гаджета», новшества, инновации, не знаю как ещё назвать. Им что, вода не нужна!?
—Почему в домах из отопительных приборов только русская печка? Нет, я понимаю, может быть, приятно на Новый Год или другой праздник натопить настоящую русскую печку, но не каждый же день? У людей, чей труд позволяет нам радоваться изобилию съестных товаров на полках супермаркетов, нет отопления—человеческого, нормального! Наверное, это очень приятно каждый осенне-зимне-весенний день в любую погоду колоть и таскать дрова в дом, чтобы обогреться и приготовить пищу, особенно в старости. А чем им ещё, старикам, заниматься?!
—Почему в деревню можно спокойно приехать только летом, и то если погода стоит сухая? Где дороги, где общественный транспорт, которые позволили бы сельским жителям беспрепятственно прикоснуться к благам «цивилизации», недоступным им дома? Разве им не нужны медицинские, юридические, финансовые услуги, разве они не хотят посетить музей, театр, кино, разве поездка в магазин за продуктами, бытовыми товарами, одеждой и обувью должна превращаться в «военный поход»? Как бы вы учились в школе, если утром и вечером брели бы по бездорожью 3-7 километров туда и обратно? Интернет же есть, скажете вы. Да в некоторых деревнях нет телефона, а сотовая связь неустойчивая.
Это далеко не все печальные аспекты простого русского быта, это та их малая часть, которая приводит меня в бешенство. Отдавая миллионы, миллиарды из налоговых средств, собранных большей частью с жителей провинций на безумные проекты в столицах, где и так бы нашёлся «спонсор», которому в рекламных целях надо «засветить» своё имя, государство день за днём уничтожает то, что пафосно называют Малой Родиной. Будущее людей, живущих «по законам бытия на Руси», в той самой провинции, зависит сугубо от политики государства. И лично моё скромное мнение заключается в том, что о стране можно и нужно судить по провинциям, по тому, как они развиты. Ведь может и считается, что столица—лицо государства, там всё самое-самое, так любой может нарядить одну ёлку к празднику и показывать её всем, а ты поди наряди весь лес, в котором она растёт! А вот если ухаживать таким образом за каждой, то и лес не стыдно будет показывать.
И в заключение хочу сказать, что, может «русский прованс» не самый ужасный, но при первом взгляде на то, как живут даже в небольших и не таких богатых странах, как Россия, лицо русского человека сильно меняется. А какое при это у него выражение, решать вам.
Я не пессимист, но если и дальше так пойдёт, то лет через 30-40 в наших российских деревнях будут пахать землю улыбчивые люди в аккуратных синих хлопчатобумажных костюмчиках с неизменными соломенными шляпами на головах, напевая незнакомые нам мелодии, а мы будем сидеть в своих городах, как в резервации, и уж они постараются, чтобы нам лишний раз оттуда было незачем выбираться, и мы не мешали им жить на земле.
Иван Скоморохов