Эра любви и милосердия
Любовь без формальностей. Создает ли семью штамп в паспорте?
Хочется, чтобы все люди были счастливы. Но как это произойдет, если они воюют друг с другом, забывают о заповедях Всевышнего? А может, они просто их не знают? Сегодня мы решили поговорить с руководителем Миссионерского отдела Петрозаводской и Карельской епархии священником Станиславом Распутиным о самой главной, на наш взгляд, заповеди, соблюдая которую можно изменить жизнь.
– Отец Станислав, каждый человек хоть раз в жизни слышал заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? Что это означает? Наверное, это трудная заповедь…
– Во-первых, сразу нужно поставить вопрос: кого мне считать ближним? Тот, кого я хочу считать таковым или тот, кого нужно называть ближним? И Христос в Евангелии отвечает нам: тот, кто сейчас со мной рядом и нуждается в проявлении моей любви, является моим ближним.
Эта заповедь означает, что мы должны проявлять ко всем людям такую же любовь какой мы любим сами себя, а если быть еще точнее такой любовью какой Сам Бог любит каждого человека, любовью совершенной и безусловной.
– Можно ли научиться любить?
– Да. Главное «мерило» любви – это жертвенность. Неважно, что или кого я люблю: природу, родину, жену или детей. Я люблю ровно настолько, насколько готов чем-то ради этого пожертвовать. В Новом Завете есть такая фраза: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». То есть Бог отдал своего сына на смерть ради нас, потому что Он нас очень любит.
Опять же, что считать жертвенностью? Есть разница: жертвовать можно не только своей жизнью, а сном, вниманием, вредными привычками, тщеславием и гордостью. Например, между мужем и женой, когда они «притираются», возникают скандалы из-за мелочей, потому что кто-то из принципа не хочет уступать. А вот поступиться своей гордостью – это и есть жертвовать частью себя.
– Как отличить любовь от влюбленности?
– На эту тему написано много работ и книг. Влюбленность всегда проходит, но с нее все начинается. Она «неадекватна», она временна, она слепа. И любишь чаще всего не реального человека, а образ, который у тебя в голове. Например, любовь по Интернету: поставил смайлик и «я люблю тебя», а любишь ли ты его?.. Любишь эти смайлики, слова, которые тебе написали.
Многие отношения рассыпаются потому, что люди женятся в состоянии влюбленности и думают, что так будет всегда, а она проходит. Критический период для браков – год, три, потом розовые очки спадают, понимаешь, что этот человек «немножко» не такой, в которого ты был влюблен. А теперь нужно не быть влюбленным, а любить его таким, какой он есть. И тут начинается «а я-то думал…» и так далее.
– По данным Управления ЗАГС в Карелии в 2002 году на 100 браков приходилось 88 разводов, в 2010 году 53 развода, в 2011-м – 52. За 11 месяцев 2012 – 53 развода. Почему такая страшная статистика?
– По многим причинам. Во-первых, институт семьи перестал быть ценным в обществе, особенно у большинства молодежи. Они не видят перед глазами опыта нормальных семейных отношений и строят такие же точно отношения как их в большинстве своем разведенные родители. Во-вторых, люди все меньше хотят жертвовать собой ради других, даже ради своих близких, о чем мы говорили выше. В-третьих, общий упадок нравственности в обществе.
«Плохо быть человеку одному…»
– Сегодня молодые люди говорят «люблю» направо и налево. Как вы понимаете любовь? Она включает в себя понятие ответственность?
– Любовь – это действительно ответственность за человека, которого любишь. А сейчас слово «любовь» часто становится профанацией. По телевизору говорят: «Почувствуй нашу любовь», но видим мы там вовсе не любовь, а мерзость и срамоту.
Я верю, что если человек хочет, он действительно найдет свою любовь. Бог сказал: «Плохо быть человеку одному…», и сотворил ему помощника подобного ему, поэтому Господь желает, чтобы люди создавали счастливые крепкие семьи.
– Многие молодые люди венчаются, не понимая смысла таинства – это просто дань моде. Церковь признает светский брак?
– Признает. В Основах социальной концепции Русской православной церкви четко сказано, что брак, который является законным по традициям данного общества, принимается церковью как законный. Если люди живут всю жизнь вместе и зарегистрированы в ЗАГСе, это признается. А венчаться нужно только тем, кто осознает, что такое венчание. Главное условие – люди должны быть верующими, потому что венчаются они перед Богом. Они Богу дают обещание, а не священнику, которого, может, до конца жизни не увидят. А если это для них дань моде, я думаю, стоит хорошо подумать прежде, чем венчаться!
– Святой Исаак Сирин говорил: «Любви предшествует страх». Можете объяснить эти слова?
– О каком страхе идет речь? Есть страх Божий. Царь Соломон сказал, что Начало премудрости – это страх Господень. И есть страх в понимании бытовом – бояться высоты, например. Я думаю, здесь Исаак Сирин имел в виду не ужас, а именно страх Господень. Страх из уважения, благоговения. Если я люблю человека, то в первую очередь должен бояться огорчить его, сделать ему что-то плохое. Вот вы любите родителей и делаете то, чем их можно огорчить. Вы боитесь не за какие-то материальные последствия, а за ту обиду, которую можете причинить родителям. То же самое с близким, любимым человеком.
***
Если мы вдумаемся в слова заповеди, то начнем понимать, как именно мы должны возлюбить ближнего. И тогда мы станем лучше, люди вокруг станут лучше, и мир изменится тоже. И тогда придет новая эра – любви и милосердия.
__
материал опубликован в республиканской газете газете детей и подростков "Моя газета+" (Карелия), январь, 2013 г.