"Детям до 16..." Зачем СМИ возрастные ограничения?
Возраст, дети, запрет. СМИ ограждает детей от мощного и безумного потока информации как заповедники ограждаются высокими ажурными решетками от браконьеров. Когда ребенок становится взрослым, и можно ли ограничивать того, кто вырос по законам современного информационного общества? Да и как можно истинно осознавать – что полезно, а что вредительствует? Ответов находится сотни тысяч. Нам расставили границы, очертили «безопасность» словно заключили людей в клетки, золотые и металлические, в зависимости от возраста. Разве можно ограничить человека, даже самого маленького и юного? Сказать ему – тебе еще рано, ты этого не достоин.
Запрет – что-то категоричное, порывистое, властное. Дети – светлые, невинные и маленькие. СМИ – вязкая пучина, информация, сведения. Связать все это в одно – выполнить план. Уголок экрана телевизора, автоматический ледяной голос из радио, маленькая надпись на билбордах – все это кричит нам о «подходящем» возрасте, заставляет задуматься – а нужна ли эта информация нам, можно ли ее узнать сейчас и разрешают ли нам ее узнать.
Мы слушаем и наблюдаем; средства массовой информации открывают нам глаза на мир, но если тебе еще нет, например, шестнадцати твои глаза могут ненавязчиво прикрыть, а если младше, то, быть может, и вовсе захлопнуть словно входную дверь. Чем, ты, недостоин, юный внимательный любознательный ребенок, который по возрасту просто-напросто «не подходит»? Зачем нас ставят в рамки, запрещают выходить за границы? Всегда считалось, что жизнь учит, а полученные знания и информация – бесценны и полезно искать их во всем окружающем. Но вдруг мы видим на экране телевизоров +12 и понимаем, что если рядом сидит маленький брат или сестра, то, наверное, придется переключить. Нам рекомендуют к просмотру, не запрещают, нет, но настоятельно советуют. В том государстве, где нет цензуры и живет по-доброму свобода слова вдруг возникает каменная стена из возрастных ограничений. Кто определяет и подгоняет рамки? Кто знает, какие передачи можно показывать шестилетним, двенадцатилетним и четырнадцатилетним? Да и зачем все это нужно? Вдруг возникают забавные мысли о том, что от нас что-то пытаются скрыть, научить жить по правилам, узнавать определенные жизненные казусы в определенном возрасте, соответственно. Мы задаемся вопросом: зачем эти ограничения? Они не запретят четверокласснику узнать о «запрещенных темах» от своего одноклассника или мальчишки-соседа постарше. Может быть, можно ограничить диапазон потока информации, но нельзя изменить общество и ограничить его влияние. Пока люди общаются друг с другом, они будут узнавать, а в беседах мало что значат возрастные ограничения.
Средства массовой информации сами отбирают информацию, сами выбирают пути ее распространения, сами ограничивают аудиторию для получения этой информации; так и хочется крикнуть через всю эту пропасть: «информация – для всех!». Ну а если СМИ запрещают вам видеть, слышать – читайте книги. У классики нет ограничений, у бумаги нет запретов. И литература всегда скажет лучше о жизни, чем любые новостные сводки; информация каждый раз новая и каждый раз не для всех, а литература – вечна и не знает, что такое возраст.