ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ — равные возможности или тест на посредственность?

Несколько лет тому назад в нашей стране зародилась новая традиция: каждый год, 31 мая, одиннадцатиклассники вместе со своими друзьями, наслушавшись всевозможных советов от преподавателей и заручившись поддержкой родителей, начинают сдавать ЕГЭ.

О том, что представляет собой единый государственный экзамен и насколько он нам нужен, ведутся ожесточенные споры и пишутся статьи, о нем рассказывают страшилки и сочиняют анекдоты. Например, такой. Вопрос на экзамене по литературе: любил ли Онегин Татьяну? Варианты ответов: А) да; Б) нет; В) не очень; Г) не всегда. Правильный ответ — последний. Но шутки в сторону, давайте порассуждаем серьезно.

ЕГЭ пришел к нам из Америки — страны равных возможностей. И, кстати, там этот тест проводится не только в выпускном классе, но и на всех этапах обучения. И если ученик демонстрирует в какой-то области выдающиеся результаты, то на него обращают внимание и записывают его в специальную программу штата. Таким образом формируется будущая национальная элита.

Хотя многие и ругают ЕГЭ, однако у него есть свои плюсы. В былые времена, когда мои родители заканчивали школу, они в обязательном порядке сдавали экзамены абсолютно по всем предметам. Мало того, при поступлении в ВУЗы учитывался средний балл, так что гуманитарию, дабы его аттестат оказался конкурентноспособным, приходилось день и ночь зубрить физику. А потом еще — страшно представить! — люди сдавали вступительные экзамены. И как только они, бедные, выдерживали?! То ли дело сейчас: можно заранее выбрать, какие предметы ты будешь сдавать, и посвятить изучению их всё свое время и силы, откровенно «забивая» на ту же физику.

Раньше в каждом ВУЗе устанавливались свои требования и имелись свои «фишки», недаром умные люди старались нанять репетитора из этого института и обязательно записывались туда на подготовительные курсы. Теперь же сертификат установленного образца принимается абсолютно во всех учебных заведениях России, и теоретически возможностей у ребят из глубинки ничуть не меньше, чем у тех, кто закончил школу в столице. Другое дело, что на практике всё подчас оборачивается совершенно иначе. Так, по официальным данным, лучше всего ЕГЭ по русскому языку традиционно сдают в Дагестане. Это при том, что больше половины псевдоотличников не могут связать по-русски двух слов. Как говорится, комментарии излишни.

ЕГЭ в шутку называют «Спортлото»: мол, ставь галочки наугад, авось повезет. Но, если вдуматься, экзамен по билетам — в гораздо большей степени лотерея: можно выучить почти всё, но вытянуть несчастливый билет, и наоборот. ЕГЭ же систематизирует знания по всему курсу, учит сопоставлять и соотносить материал. Лично мне, например, нравятся задания по истории, когда нужно расположить события в хронологической последовательности, догадаться, по какому принципу составлен тот или иной ряд, определить, кто лишний. Образно выражаясь, в таком случае проверяется знание не отдельных деревьев, но всего леса в целом.

Хотя, с другой стороны, согласитесь, есть предметы, которые никак нельзя сдавать в виде теста. Очень грустно, что русскую классическую литературу загоняют в узкие рамки, пытаются унифицировать то, что мы не только изучаем умом, но и пропускаем через сердце. Или, скажем, ЕГЭ по иностранному языку. Знание грамматики — это ведь еще далеко не всё! Испокон веку такие экзамены начинались с ЧТЕНИЯ текста, и еще там обязательно присутствовал РАЗГОВОРНЫЙ аспект. Так что не удивительно, что на специальность «синхронный переводчик» поступают люди с дефектами речи.

Независимо от предмета, традиционный экзамен по билетам предполагает сначала рассказ ученика на определенную тему, а затем беседу с преподавателем. Боюсь, что очень немногие из сегодняшних выпускников, включая и тех, кто добросовестно вызубрил материал, сможет произнести связный монолог, например, про Сталинградскую битву. И еще очень жаль, что остается «за кадром» наше собственное мнение по тому или иному вопросу: всех упорно причесывают под одну гребенку. Невозможно проследить ход мысли, который привел экзаменуемого к тому или иному заключению. Практически нет никаких шансов, если не считать творческих конкурсов, которые, к счастью, еще проводят дополнительно некоторые учебные заведения, поразить преподавателей своими нестандартными взглядами. Права, ох как права, наша мудрая учительница литературы, когда говорит, что сложнее всего приходится на ЕГЭ творческим личностям!

К сожалению, как ни крути, всем нам предстоит встреча с едиными государственными экзаменами. И будем реалистами: пытаться что-то изменить в системе образования или ждать от правительства нововведений не имеет смысла. Так что, друзья, бегом за учебники! Когда час «Х» настанет, встретим его во всеоружии! Пожелайте удачи всем, кому еще предстоит это нелегкое испытание, и не завидуйте тем, кто уже благополучно сдал ЕГЭ. Как знать, может быть именно ваш результат окажется самым лучшим!

Татьяна Беличева

tania_belicheva | 31 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.