Панк-молебен – право на свободу веры или провокация?
Афроамериканцы, исповедующие христианство, совершают свои молитвы пританцовывая, потому что издавна в протестанских церквях сложилась такая традиция
Девушки из Пусси Райт не молились. Они использовали посещение многострадального и всеми любимого собора Христа Спасителя для политической акции. Как сами они это подтвердили в лице Екатерины Самуцевич во время интервью каналу CNN 10 октября 2012 года.
Девушки в грубой, прямолинейной форме выразили недовольство политикой главы государства и положением дел в Православной Церкви. И решили привлечь к своему мнению внимание людей, выступив в православном храме. Можно ли считать оскорблением высказанные в адрес Путина, как главы правительства, откровенные пожелания об отставке? Пожалуй, нет. А форма подачи, место, способ выбранный для выступления?..
Наша история дает другой пример, когда оскорбление, брошенное частному лицу, было воспринято общественностью как вызов всем прогрессивно мыслящим людям России и преступление: дуэль А.С. Пушкина с Ж.Ш. Дантесом общественность назвала убийством.
За нарушение закона о запрете дуэлей, Дантеса, отобрав офицерские патенты, выслали из России, а Данзаса, секунданта Пушкина, посадили под арест на два месяца, а Пушкину «преступление» по случаю смерти простили.
Но была и другая сторона происшествия о которой определенная часть общества ярко высказало свое отношение к смерти поэта, что она была на руку двору: «Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. »
А в так называемом «панк-молебне», прозвучавших в храме, были изложены политические взгляды, которые были близки многим. Но форма их высказывания оскорбила не только политиков и, но и верующих людей. А ведь девушки хотели привлечь и их внимание к своему выступлению. Вместо этого Pussy Riot оскорбили чувства и верующих, и людей, которые считали до сих пор православные храмы местом личного уединения, отдаленным от мирской суеты.
В данном случае девушки совершили не преступление, но проступок, за который законом не было предусмотрено достаточно сурового наказания.
А может быть поэтому девушки и не повинились до сих пор перед верующими, которых они все же оскорбили? Или потому, что не было высказано единодушного мнения об их проступке всей российской общественностью?
Судебные органы нашего государства наказали девушек за хулиганство для того, чтобы больше никто не повторил политическую акцию в подобной форме. А поводу проступка были высказаны отдельные расплывчатые замечания Иваном Охлобыстином: «Дело зашло слишком далеко и не в ту сторону» – говорил он в своем письме к патриарху Кириллу и Мирей Матье, которая критически высказалась относительно «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя, заметив, что «церковь не место для подобных акций, но основное внимание общественности было отброшено от главной проблемы.
в 1837 году было написано и напечатано стихотворение «Смерть Поэта», которое разошлось по всему обществу неофициально, в рукописных листках, но обобщило и выразило самую главную суть происшествия, действительно важную для всех русских людей: закоммуфлированная репрессия.
А нынче все мы, православные верующие и прогрессивно мыслящие россияне, какую оценку проступку девушек дали мы и каким образом пытаемся избежать упадка политкультуры и института общественного мнения? «Я вчера был на суде Pussy Riot и я с ужасом, скажу вам честно, понял, что Надя Толоконникова будет министром культуры. Они уже сделали для этого всё возможное. Хочу ли я этого? Нет, Боже упаси. Однако всё для этого сделали. Она уже святая»- журналист, теле- и радиоведущий, писатель Дмитрий Быков о Pussy Riot (из выступления в ТЦ Библио-глобус, май 2012.
Мы разбились даже не на два лагеря, обсуждая все проблемы, возникшие вокруг Пусси Райот, а на целых четыре, где в одном люди защищают свое право на вероизъявление, во втором - на свободу от политических репрессий. Третьи, не считая это политической проблемой, но государственной, увлеклись обсуждением и осуждением наших «главнокомандующих», которые применили слишком жесткое наказание. Они говорят, что это была проверка нашей судебной системы. Четвертые считают акцию в храме не более чем провокацией против политической состоятельности наших правителей, их умения принимать быстрые, правильные, дальновидные решения.
Разобщенность во взглядах на внутренние проблемы сыграла не так давно отрицательную роль в нашей стране: в 1917 году во время Гражданской Войны, где сражались различные политические, этнические и социальные группы.
Сегодня мы должны были все вместе, граждане России, дать общую оценку проступку девушек, и получить общественное мнение и по поводу политического аспекта их выступления, и по поводу того, как оно было сделано. К общественному мнению могли бы прислушаться и глава государства, Правительства, и ответственные люди от Патриархии, а также люди, разглядывающим эту ситуацию из-за границы.
Мы должны найти такую возможность высказывать свои политические взгляды, мнения по поводу того или иного события, которая объединила бы нас в борьбе против нашей же разобщенности. Тогда никто не сможет провоцировать нашу разновзглядность и использовать ее в своих политических планах. И мы сами научимся решать все политические и социальные проблемы внутри нашей страны без большого шума и лишнего внимания людей зарубежья.