"ЕГЭ - равные возможности или тест на непосредственность?"
Вот уже совсем скоро конец учебного года, который очень важен для одиннадцатиклассников. У большинства он ассоциируется с последним звонком, «Алыми парусами», словами благодарности учителям и, конечно, со сдачей тяжелого, но в то же время решающего Единого государственного экзамена.
На данный момент тема ЕГЭ очень актуальна, так как население России разделяется на его сторонников и противников, но по статистике недовольных больше. В основном, системой ЕГЭ недовольны родители, дети и некоторые педагоги, вероятно, это из-за того, что показатели единого экзамена ниже, чем текущие и итоговые оценки в школе. Помимо недовольства системой экзамена, в обществе постоянно происходят споры по поводу, что же такое ЕГЭ - равные возможности или тест на непосредственность? У каждого человека свой ответ на этот вопрос, но его истоки, возможно, скрываются в истории введения этого экзамена.
История ЕГЭ очень насыщена. Она начинается с 2001 года, когда Единый экзамен проводился всего в 5 регионах страны, но выпускники сами решали в какой форме им сдавать экзамен – классической или ЕГЭ. А в 2009 году ЕГЭ окончательно стал единственной формой государственной аттестации в школах и основным показателем для поступления в российские ВУЗы. ЕГЭ создавался для двух основных целей: чтобы выпускники могли поступать в ВУЗы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, и для снижения коррупции. Коррупция снизилась, но незначительно, а вот выпускникам, действительно, стало легче поступить в ВУЗ на большом расстоянии от дома. Следовательно, из истории Единого государственного экзамена можно сделать вывод, что этот экзамен - равные возможности. Но одной истории доверять нельзя, нужны более существенные доказательства. Чтобы понять, что такое ЕГЭ, важно узнать мнение учителей, одиннадцатиклассников и тех, кто уже прошёл через это тяжёлое испытание.
Больше всего о ЕГЭ знают учителя, именно они готовят детей как интеллектуально, так и морально к этому этапу жизни. Особенно заинтересованы в успешности экзамена преподаватели русского языка и математики, ведь это основные и обязательные экзамены, без которых даже аттестат не выдают. Но не все из этих учителей могут ответить на вопрос, что такое ЕГЭ – равные возможности или тест на непосредственность, а вот Трилесинская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы, нашла на него ответ: «Конечно, ЕГЭ – экзамен равных возможностей, но при определённых условиях. Условие первое: единые правила проведения экзамена, то есть отсутствие подсказок и средств информации. Условие второе: отредактировать задания ЕГЭ с тем, чтобы практическая направленность была главной целью, а в связи с этим, второстепенные знания и умения нужно исключить. Условие третье: ЕГЭ будет экзаменом равных возможностей, если уровень подготовки будет одинаковым и в столичных городах, и в провинции, и в сельской местности».
Но не учителя сдают Единый государственный экзамен, а ученики, которые имеют своё мнение об этом экзамене. Сравним позиции ученика, которому предстоит сдавать ЕГЭ в 2013 году, и который уже прошёл через это испытание в прошлом году.
Блинова Марина, выпускница 2013 года, о ЕГЭ отзывается так: « Я думаю, что ЕГЭ – это равные возможности, но мне больше нравится традиционная форма экзамена, так как при сдаче ЕГЭ попадаешь в более стрессовую ситуацию. На обычный экзамен ты идёшь со всеми заранее вызубренными экзаменационными билетами, которые перед экзаменом несколько раз повторил, находишься в родном классе, и экзамен у тебя принимает учитель, который учил тебя все эти годы. Всё это благотворно влияет на нервы и немного успокаивает, что немаловажно при сдаче окончательного экзамена. А когда ты идёшь на ЕГЭ, ты не можешь предугадать, какое именно задание тебе попадётся, поэтому стрессовая ситуация от этого усугубляется во много раз. Если уж говорить, что ЕГЭ – равные возможности, то, действительно, ЕГЭ помогает находиться всем ученикам страны в равных условиях, так как у всех одинаковые шансы подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. После сдачи ЕГЭ любой выпускник может подать документы в ВУЗ, который он выбрал, и на равных условиях поступить в него. Да, конечно, подготовка к ЕГЭ гораздо сложнее, чем к обычному экзамену, но от этого никуда не деться. Поэтому мы должны помнить, что ЕГЭ – это испытание, которое необходимо достойно пройти каждому современному выпускнику, ведь каждая сложность, встречающаяся на жизненном пути, делает нас только сильнее и увереннее в своих силах, а это точно необходимо в жизни каждого из нас».
Для Коренковой Марины, выпускницы 2012 года, сдача Единого экзамена уже в прошлом, поэтому она ответит на наш вопрос с другой точки зрения: « Для меня ЕГЭ – это равные возможности, так как не зависимо от того, как ты учился все одиннадцать лет, у тебя есть возможность поступить в любой университет. Я, например, не была самой умной в классе, но за ЕГЭ получила самый высокий балл по школе. Конечно, везение сыграло свою роль, но и я приложила для этого много усилий: занималась с репетиторами, самостоятельно решала тесты, читала книги. Но я думаю, всё это стоило того, чтобы учиться в лучшем университете города. Следовательно, ЕГЭ – это равные возможности, как для отличников, так и для двоечников, что, наверное, очень правильно».
Если проанализировать все три мнения, то получается, что Единый Государственный Экзамен – это, действительно, равные возможности. Значит, государство всё-таки добилось этого равенства, что очень приятно для российской системы образования. Даже В.В. Путин в интервью, выложенном в интернете, считает, что ЕГЭ – равные возможности: «Что касается ЕГЭ, то здесь есть и минусы, мы об этом уже несколько лет говорим, но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счёт сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось. На 10% возросло количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы из удалённых регионов страны. Система Единого государственного экзамена функционирует».
Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Единый государственный экзамен – это равные возможности для всех жителей нашей необъятной страны. Каждый россиянин, заканчивающий одиннадцатый класс, может поступить в высшее учебное заведение на равных для всех условиях, но только если приложит для этого все свои усилия и старания. В свою очередь, государство постоянно пытается усовершенствовать эту систему, вводя каждый год какие-то изменения, но, к сожалению, не всегда эти изменения в лучшую сторону, поэтому нужно быть готовыми ко всему. Попытки к улучшению образования предприняты, и, возможно, они уже приносят свои плоды. А всем выпускникам можно пожелать только «учиться, учиться и ещё раз учиться», тогда всё обязательно получится!