Авангард и классика – вечный спор…
Очерк
Знаете ли вы, что такое авангард? Что-то находящееся впереди? Или что-то новое? А может быть , что-то , завоевавшее первенство? Примерно так.
Авангард в искусстве –это революционный шаг. Новое видение мира, не развитие и усовершенствование предшествующих стилей и мировоззрения, а кардинально новый взгляд в суть вещей.
Авангард – это философия, стремление понять первоосновы создания вещей и возникновения мира и за каждой очень минималистической и внешне простой формой Малевича, Мондриана, Ларионова и Кандинского скрываются тома философских концепций.
За простыми формами и бессюжетностью, за лаконичной линией или пятном скрываются глубокие исследования. С другой стороны, авангардисты декларировали, что линии, формы и цвет должны говорить зрителю сами за себя (без узнаваемого понятного сюжета и пояснений) – от импульса к импульсу, от эмоции к эмоции. Они упрекали мастеров классической живописи в том, что те за понятным говорящим сюжетом и повествовательностью картины скрывают эмоциональную внутреннюю пустоту, заменяя творчество мастерством ремесленника. В этих упреках была доля правды…
К концу XIX века классика, казалось, исчерпала себя, как старая высохшая «тыква», с притягательной оболочкой, но пустая внутри..
Но ведь были искания Боттичелли и Джорджоне, исследования Великого Леонардо, поиски гармонии Божественного Рафаэля и страсти и воплощенные эмоции Микеланджело, исследования цвета Тициана и Рембрандта, и безудержные формы Рубенса. Они все очень разные, но объединены стремлением понять Божественную Гармонию строения Мира и Человека.
И ведь страстное избыточное барокко, пришедшее на смену Возрождению, тоже было дерзким авангардом, поиском новых форм и исследованием возможностей живописи, Караваджо, Бернини – они нарушают устоявшиеся правила, открывая двери новому. Но в отличие от «революционеров от живописи» XX века, они не отрываются от опыта предшественников, развивают, но не отрицают – и сами становятся классикой.
Но прошло время, и «революционеры-философы» искусства начала XX века: Малевич, Кандинский, Леже, Пикассо – стали классиками нового авангардного искусства, иконами нового стиля… И современное концептуальное искусство – это новая волна авангарда, поставившая во главу всего идею, «месседж», все средства направлены на то, чтобы донести «послание» зрителю…
…. В свое время авангардисты, создавая свое искусство, обвиняли классическую школу в том, что она мертва, художники стали ремесленниками, соревнующимися в техническом мастерстве…. Но вот колесо судьбы повернулось – авангард со временем стал новой классикой, а современное концептуальное искусство обвиняют в том, что в основной массе оно уже тоже не несет никакой идеи, и к тому же и мастерством не обладает, ведь, чтобы быть современным художником, вовсе не обязательно уметь рисовать, надо просто «говорить». И в этом гомоне «говорящих», но не слушающих друг друга умирает дух стремления познать мир… «Черный квадрат» - это просто – взял и закрасил, а еще можно красный овал, или взять и вывернуть банку краски… что это ?.. – самовыражение…. И забывают, что первые авангардисты, перед тем, как провести одну линию, сделать мазок, создавали философские трактаты, исследования и всю глубину мысли вкладывали в эту форму, и в этом они продолжали традицию Леонардо да Винчи, Пуссена, Делакруа.
Их авангард – это такая же классика, только в другом измерении, познание мира другими средствами и на другом уровне, как биология и физика. Но все они исследователи, глубокие , ищущие суть и стремящиеся поделиться ей с миром, дарящие зрителю результат своих исканий, чтобы расширить знание о мире, открыть новые грани, а не просто удовлетворить потребности заказчика или собственное эго.
Вечный спор классики и авангарда, в конечном счете, - это развитие, выход на новый этап и вечный спор настоящего творца и посредственности, копирующей достижения прежних творцов.
Мастера Возрождения упрекали Средневековье в неестественности, барочные – монотонность возрождения, классицизм – пресыщенность барокко, импрессионисты – сухость классицизма, авангард – поверхностность реалистичного искусства и оторванность классики, а сейчас, утомившись от безыдейности и бесформенности, или надуманности концептуального искусства, взоры опять обращаются к мастерству профессионального живописца – к классике…
Круг замкнулся..., но спор продолжается, ведь он основа развития, поиска нового языка…