Моя тень и я

Моя тень и я

Фильм «Ванильное небо» Кэмерона Кроу является голливудским ремейком на киноленту «Открой глаза» Алехандро Аменабара. Это произведение отражает точку зрения современного общества на «вечные» вопросы, ответы на которые человечество искало на протяжении многих веков. Это произведение – своеобразный вызов классическому оригиналу, что становится понятно с первых минут фильма.

Полет над Нью-Йорком. Шум ветра в ушах, восход солнца и ощущение эйфории. Кадр то появляется, то исчезает, словно моргает человек. И только женский голос: «Открой глаза!»

Главный герой Дэвид просыпается от голоса будильника. Заспанный, он неуклюже идет в ванную. Там темно, он не видит своего лица. Вспышка света - и молодой парень видит у себя седой волос. Он вырывает его, внимательно осматривает, расстраивается.

Выходя из дома, Дэвид садится в машину, ему нужно на работу. Проезжая мимо пустых улиц, он вдруг понимает, что жизнь в городе остановилась. Абсолютно нет людей, музыки, шума машин. У Дэвида паника. Он бежит по улицам Нью-Йорка и никак не может найти жизнь. С криком он просыпается под голос будильника «Открой глаза!».

Дэвиду 23 года. Он собирательный образ молодого человека 21 века - нахальный, смелый, остроумный, берущий от жизни все. Но сон выдает его страхи и переживания, что разрушает первичную картинку внешней самоуверенности. Создается ощущение двойственности, словно он носит маску. Дэвид боится одиночества, ему нужно мировое признание. Возможно, поэтому он так настойчиво ищет людей в заброшенном городе. И седой волос у него на голове – как напоминание, о том, что даже он не будет жить вечно, как знак приближение неизбежного.

Дэвид по своей природе эгоист. Он никому не доверяет, и даже единственного друга он считает человеком второго сорта. Как только зритель это понимает, действия на сцене резко меняется. Из светлой беззаботной жизни мы буквально проваливаемся в темную, полную недоверия камеру. Дэвид сидит в белой маске. Он боится показывать свое лицо. Доктор-психиатр разговаривает с ним. Спрашивает о детстве. В ответ он слышит историю о несчастном ребенке, который рано остался без матери и без внимания отца. Эта сцена раскрывает главного героя совершенно с другой стороны. Зрителям становятся понятны причины одиночества молодого человека и его потаенные страхи.

В фильме Дэвид также проходит испытание любовью. Отбив девушку у «лучшего» друга», он ведет себя абсолютно непривычно – молодой человек рассказывает доброжелательной Софи историю своей жизни. Она же в ответ показывает свою маленькую квартирку. Дома у нее царит ужасный беспорядок. Но именно это создает чувство защищенности у Дэвида. Каждая деталь в этой квартире наполнена жизнью: даже холодильник обклеен яркими фотографиями, которые поражают своей искренностью.

Но этой паре было не суждено быть вместе, потому что на следующий день Дэвид попадает в аварию из-за предательства нового чувства.

Осень. Новое время года. Листопад. Как символ смерти старой жизни. Дэвиду снится сон. Он гуляет по парку, встречает Софию, рассказывает ей о случившемся. Она же говорит, что каждая минута может все изменить.

Снова появляется голос за кадром: «Мои сны были злой шуткой. Я не мог избавиться от них. Тогда я стал внушать себе, что я хочу увидеть».

После автокатастрофы у Дэвида обезображено самое дорогое, что у него было - лицо. Тогда, чтобы скрыть свое уродство, ему приносят ту самую белую защитно-целебную маску. «Как я буду жить с ней 365 дней в году?!»

После этого Дэвид окончательно запутывается, где сон, а де явь. Он попадает в ту самую тюрьму и ищет ответы на вопросы. И только в конце ему открывается истина.

Весь фильм построен на контрастах, в нем как будто борется классическое видение мира и бешеная фантазия авангарда: например, изображение персоны и ее тени, истинной дружбы и ложной, настоящей любви и мимолетного увлечения. Также переплетение сна и реальности создает ощущение двоемирия и помогает герою раскрыть все свои стороны.

В фильме много разных символов. Один из самых ярких – телевизионное шоу про продление жизни. Героическая собачка Бенни стала первой, кто перенес это на себе. Каждый раз, когда в кадре появлялся телевизор, показывали именно эту передачу. Мне кажется, что так затрагивается извечный вопрос времени, которое человек всегда пытался остановить и управлять им.

Также в фильме отведена большая роль небу в финальных сценах. В мифологии оно всегда являлось верховным божеством и наделялось недоступностью, непостижимостью, всеведеньем. Возможно, что это еще и образ рая, к которому так стремится главный герой. Но в любом случае, это символ судьбы, которая, по мнению режиссера, управляет человеческой жизнью.

Главная проблематика этого фильма – внутренний конфликт человека. Это заставляет нас оглянуться вокруг и задуматься о «своем лице».

Дарья МАТАШИНА

dashamatasha | 28 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.