Контркультура: перезагрузка
"Классика всегда в моде!" - раздается с одной стороны...
"Авангардисты - вот, кто впереди планеты всей!" - слышно с другой... Знакомо? Вы скажете, старо, как мир?
Давайте попробуем разобраться. Кажется, спор между авангардистами и классиками так же, как и спор между физиками и лириками, вечен. Думаю, люди будут размышлять об этом всегда. Просто каждый выбирает свое. Но к этому мы еще вернемся...
Одно можно сказать абсолютно точно. Как ни крути, а молодому поколению ближе авангард. Ну, ничего с этим не сделаешь, мы любим экспериментировать, искать новые формы и бунтовать против классических принципов. Такова наша натура.
И все-таки согласитесь, что такое классика, более или менее ясно. Это нечто давно устоявшееся и общепризнанное. А когда дело касается авангардизма? Кто же они - авангардисты 21 века?
Литература. Паланик & Полозкова: Generation «П»
Задайте любому молодому человеку вопрос: «Кто, по вашему мнению, является самым ярким писателем-авангардистом 21 века?» - и, если вам попадется хоть немного знающий современную литературу человек, он скорее всего ответит — Чак Паланик. Творчество этого писателя-сатирика довольно специфично. Не каждый человек сможет спокойно от корки до корки прочитать книгу Паланика, которая зачастую полна неприятных эпизодов. Писатель за словом в карман не полезет, диалоги и монологи героев полны черного юмора, ядовитой иронии и цинизма. Оценив своеобразный стиль Паланика, я хочу отметить, что, найдя новую форму повествования, он затрагивает как вечные проблемы, будь то одиночество или любовь, так и проблемы современности, например, наркоманию. Наверное, именно поэтому книги американского журналиста с фантастической скоростью сметают с прилавков магазинов всего мира. Мало того, его дебютный роман «Бойцовский клуб» был экранизирован в 99-ом году и занимает 23 место в самом известном кинорейтинге IMDb.В это время в главной обители современных авангардистов — сети Интернет — определенной славы и известности добиваются поэты. Имя Вера Полозкова вам что-нибудь говорит? Если нет, значит, вы не интересуетесь современной поэзией вообще. Сложно представить лирику последнего десятилетия без Вериных стихов. Полозкова в свои 24 года издала уже 3 книги. Ее работы сложно воспринимать визуально. Сама поэтесса говорит, что стихи в устной традиции живут гораздо дольше, чем в письменной. Наверное, именно поэтому уютные полутемные камерные залы заполнены, когда выступает Вера. А тот, кто не попадает на поэтические вечера, вполне может довольствоваться аудиозаписями, которых сейчас очень много в Интернете. Всегда приятно вечером включить записи стихов Веры Полозковой, приглушить свет и размышлять вместе в поэтессой о жизни, смерти, любви, ненависти и вечности:
Тут же тополя протыкают бархат
Сюртука небес — он как решето;
Сквозь него холодной Вселенной пахнет
И глядит мерцающее ничто.
Кинематограф. Фильм, фильм, фильм!
Но, пожалуй, ярче всего авангард проявляется в кинематографе. Тут у художников огромное поле для фантазии. Жан Ренуар, Сергей Эйзенштейн и, конечно же, Жан Кокто — известные киноавангардисты ХХ века. Все то, что создали эти великие творцы, мы можем наблюдать и в наше время, а именно в феномене, который называется арт-хауз. Если одна из главных целей авангардистов — поиск новых форм и неординарных сюжетов, то, на мой взгляд, в таких фильмах, как «Амели» и «Господин Никто», эта цель точно достигнута.
«Амели» - культовая история о любви, созданная французским режиссером Жан-Пьером Жёне. Этот фильм не имеет себе равных. Поклонники французского кинематографа обязательно должны посмотреть его! Следует отметить, что особенность фильма — многочисленные мелкие детали, которые придают картине шарм и утонченность. Например, при описании жизни главной героини и ее предпочтений речь идет не о привычном «родился-женился-умер», а о том, как она любит пускать «блинчики» по воде или надламывать чайной ложечкой сахарную корочку. Это один из самых нежных и необычных фильмов о любви. У его создателей, несомненно, получился шедевр, что, кстати, подтверждают 5 премий «Оскар».
«Господин Никто» - фильм, задающий множество вопросов и не дающий ни единого ответа, как сказал режиссер Жако Ван Дормаль. Работа о многообразии вариантов одной и той же жизни. Вы когда-нибудь задавались вопросом, что бы было, если бы я свернул направо, а не налево? Вот и главный герой рассказывает о трех существующих одновременно параллельных жизнях, которые он, как ни странно, все прожил. Каждому из нас приходится постоянно делать выбор. И нет правильных или неправильных.
Живопись. Расписной красавец
Прошлым летом я встретила старого знакомого, Андрея, который живет в Новосибирске. Отходив пару лет в художественную школу и благополучно забросив ее, Андрей увлекся иным родом живописи — татуировкой. Покрыв немалую часть своего тела витиеватыми узорами, молодой человек решил стать ходячим Лувром, перенеся на кожу знаменитую Мону Лизу да Винчи. Пока на этом шедевре его энтузиазм остыл. Присев за столик в кафе и заведя разговор об искусстве и, в частности, о живописи, Андрей поразил меня своими глубокими познаниями. В ход шли умело вставленные в разговор имена известных художников-импрессионистов и названия их работ. И все это из уст молодого человека, тело которого покрывали многочисленные «шедевры».Откуда такой интерес к живописи, вы спросите? Ответ вполне очевиден. Да, хоть Андрей в свое время и забросил художественную школу, произошло это лишь из-за его неусидчивости. Интерес к искусству у мальчика был с малых лет. В какой-то степени благодаря воспитанию, в какой-то благодаря личным качествам... Не считая возможным следовать канонам и традициям, молодой человек воплотил свои интересы в весьма необычной форме. И подобных примеров множество!
Оказывается, классика может сплетаться с авангардом воедино. Каждый ищет свой подход, и не всегда он оказывается стандартным. А разве это плохо? Да и зачем решать спор классиков и авангардистов? На то он и вечен, чтобы каждое новое поколение выбирало свою сторону баррикады... А кто-то сможет проявить верх мастерства и найти золотую середину.
Так было, так есть и так будет всегда.