Авангард и классика - вечный спор…

Авангард и классика - вечный спор…

У людей существует много самых разнообразных потребностей. Это нужда в пище, сне, отдыхе, общении и т.п. Но есть и не тривиальные потребности, такие, как духовные потребности. Потребности в познании себя и окружающего мира. Но он настолько огромен и разнообразен, столько всего существует на свете! И это не только обычные вещи, вроде предметов обихода. Это красивые вещи, поражающие нас своей красотой и глубоким смыслом. От таких вещей нет практической пользы, они радуют глаз и душу, а не желудок. Это картины, скульптуры. Кроме этого существует искусство письма, искусство слов (поэзия) и т.п. Еще наши предки, жившие в пещерах, начали рисовать и лепить. У них уже наблюдалась тяга к красоте. Пусть это и были весьма примитивные рисунки с понятным смыслом (люди рисовали добычу, которую поймали и на которую охотились, сцены из своей жизни и т.д.), но наскальные рисунки – это первый шаг человечества к искусству. Вообще искусство – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности.

Наибольшее развитие искусства произошло в древней Греции. Конечно, существовали и многие другие древние цивилизации, также имевшие самобытную культуру и искусство ( Месопотамия, Египет). Но именно в Греции мы можем наблюдать величественные храмы и здания, построенные Богам и простым смертным. В храмах обязательно стояли скульптуры, поражающие своей пропорциональностью, четкостью линий, красотой. Именно из Греции пришли такие понятия, как комедия и трагедия. Там же зародилась драматургия, искусство театра. Кроме этого в Греции существовали свои национальные танцы, ни одно празднество или чествование Бога не обходилось без плясок и музыки ( особенно торжества, посвященные Богу Дионису). Не обходилось без танца и музыки в театре, которые стали появляться там немного позже. На все, как верили греки, их вдохновляли 9 прекрасных муз. Ни в одной культуре нет таких покровительниц искусств и наук. Также, как нет Богов, покровительствующих искусству. А в Греции существовал культ Аполлона, покровителя искусств. В последствие человечество разделило мир на дионисийский период ( период хаоса, неумеренности, беспорядка, тьмы) и аполлонический период( меры, света, гармонии). И наверняка это не случайно, ведь самые выдающиеся произведения искусства созданы именно в аполлонический период.

Но человечество развивается, идет вперед. Каждая эпоха знаменита не только научными открытиями, но и открытиями в сфере искусства. Древние наскальные росписи, греческие статуи, римские портреты, рисунки и скульптуры эпохи возрождения…Появляются различные архитектурные стили: классицизм ( дань древней Греции), барокко ( причудливый, странный), рококо ( изящество, игривость, завитушки) , ампир (имперский стиль), ренессанс (эпоха возрождения) , готика (стремление вверх, шпили), модерн (естественные, природные линии), романский стиль (крепостная архитектура) , хай – тек ( прагматичность, удобство, высокие технологии) и т.д. С каждым стилем люди привносили в мир что – то новое, архитектура становилась разнообразной и влияла на прочие искусства – музыку, литературу, живопись. Ведь произведения искусства определенного времени позволяет сказать, каковы ценности у людей этого времени, каковы их задачи, чего они хотят добиться и т.д.

Авангард – стиль нашей эпохи, обобщающее название течений в европейском искусстве. Он дал начало стилям в живописи, таким как сюрреализм, футуризм, экспрессионизм. Парадоксальное сочетание форм, движение и энергия, эмоции автора – все это вошло в авангардизм. Кроме изобразительного искусства авангард есть и в литературе – тот же футуризм (Маяковский и Хлебников). А также кино, музыка и т.д. Для авангарда характерна эксперементальность, живость форм и линий. Не в пример классике и классицизму, где все так ровно, гармонично и пропорционально.

По истории архитектурных и проч. Стилей можно проследить, как человечество от чего – то простого идет к сложному. Колонны сменяются завитушками и причудливыми барельефами, меняются четкие каноны, на их место приходят новые.

У всех людей разное мнение на счет авангарда – кто – то не считает его и стилем вовсе, а кто – то наоборот, является ярым его приверженцем. Уникальность авангарда для меня – в его простоте и сложности. Многие люди не воспринимают его именно поэтому, из-за простоты. Казалось бы, все люди преспокойно могут изобразить черный квадрат Малевича. Почему вдруг черный квадрат стал таким знаменитым, его посчитали за искусство? Ведь для большинства людей искусство – это нечто недостижимое, сфера, в которой творили только гении и одаренные люди. Но все в том, что мы вкладываем в рисунок. То, что один человек вложил в свой черный квадрат, отличается от того, что вложил в этот квадрат, допустим, Малевич. Там, где люди видят просто хаотичные геометрические фигуры и линии, скрывается глубокий смысл, понятный не всем. Казалось бы, в чем смысл простой линии? Или смысл точки? Ребенок, рисуя беспорядочные каракули, ничего в них не вкладывает – он просто учится водить фломастером по бумаге. Школьники, рисуя линии и треугольники, решают задачи. Мы не вкладываем смысл в определенную линию, или изгиб – для нас это просто форма. А если принять линию за живое существо? Нарисовать грустную линию, или линию, которая прислушивается к точке?

Конечно, классики тоже несли важный смысл, только преподносили они его пышно, пафосно, может, от этого он и был заметнее. Авангардисты же наоборот, преподносят его просто, без особенных изысков. Людям приходится задумываться – а что же имел в виду художник, сотворивший это?

Противостояние классиков и авангардистов – это вечный спор новаторов и консерваторов. Что – то новое всегда рождает волнение, пересуды, неодобрение. Сложно представить, но кто – то когда – то критиковал барокко или готику, а теперь это признанные классические стили. Всегда сложно и непросто создавать что – то новое, не повторяющееся. Новую мелодию, удачную рифму, изящный поворот в танце, собственный штрих на бумаге…

Я одинаково ценю и авангардизм и классику. Они развивали людей, шаг за шагом меняя и возвышая сознание, заставляли задумываться над непраздными вещами, смотреть внутрь своей души, ценить истинную красоту. Авангард – такое же искусство, как и классика, просто не все в состоянии понять, что даже в линии, или простой точке есть смысл.

Но когда – нибудь, в будущем, нас будет ждать совершенно иной стиль. Авангардизм станет понятен, его перестанут обсуждать. Человечеству потребуется новый импульс, а значит, и новый стиль в искусстве. И тогда классике придется соперничать уже с ним.

alisavaiz | 25 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.