Детям до 16. Зачем СМИ возрастные ограничения? Детям до 16. Всё тайное становится явным.
- Так-так, что у нас тут? О! Новый выпуск моего любимого журнала! Здравствуйте, дайте, пожалуйста, последний «111».
- Мальчик, тебе есть 16?
- Нет…
- Вот и иди отсюда! Это для ребят постарше!
Мной овладело негодование. Как же так?.. Я всегда покупал «111» и ничего такого «непозволительного» в нём не находил… Неужели в нём стали публиковать то, о чём мне нельзя знать?.. Да я же столько книжек читаю! Столько фильмов смотрю! Любопытно, что там необычного, в этом номере?
С этой минуты в моей голове начал созревать коварный замысел. Необходимо было зайти к Мишке – верному товарищу и соратнику в любых вопросах.
- Ты представляешь! Подошёл к газетному киоску, хотел купить «111», а мне не продали! Говорят, маленький ещё!
- Да ты что!? Там ведь столько интересного! Что теперь делать будем?
- Я планирую ограбление! Слушай, план таков: мы в масках подходим к прилавку, достаём пистолеты и говорим: «Журнал или жизнь!»
- И где ты собрался взять оружие? Разве что у моего младшего брата есть… меч… пластмассовый…
- Значит, достанем меч.
- Нас же засмеют! Надо, чтобы было похоже на настоящее ограбление! Как в кино!
- Точно!.. Ладно, будем действовать по обстоятельствам.
На следующий день мы встретились в назначенное время в назначенном месте. Всё было решено – либо пан, либо пропал! У нас была только одна попытка. Возможно, киногерои сделали бы это эффектней, но мы старались, как могли.
Мишка несмело подошёл к прилавку и дрожащим голосом спросил:
- Не подскажите ли, который час?
Продавщица быстро глянула на часы и коротко ответила:
- Полтретьего.
План «А» провалился. Хоть цель лежала практически возле Мишки, ему не хватило времени стащить журнал, пока жёнщина была отвлечена вопросом. Но был ещё план «Б». Уж он-то точно должен был сработать! Мой друг быстро скользнул взглядом по дальним стеллажам, нашёл газету с пометкой «12+» и попросил показать ему этот выпуск. В то время, как ничего не подозревающая продавщица, стоя к нам спиной, на цыпочках доставала печатное издание, я подскочил, схватил любимый журнал, и мы с Мишкой без оглядки рванули в первый попавшийся переулок.
- Она даже ничего не заподозрила, – сказал я, переводя дух.
- Листай скорее! Что там такого запретного?
Мы с товарищем принялись быстро переворачивать страницы, но… ничего «интересного» так и не нашли. Всё те же новости спорта, всё те же заметки о культуре, всё то же привычное оглавление…
- Ничего не понимаю…
- Ну, ты не расстраивайся, брат! – пытался подбодрить Мишка. – Зато мы как в кино!
Я слабо улыбнулся.
- Меня мама дома ждёт… Я пойду, ладно?
И Мишка быстро удалился. Мне было неприятно. В голове не укладывалось, из-за чего вдруг такая несправедливость. Читать журнал дальше отпала всякая охота. Не знаю почему, в душе кипела жгучая обида. Я подошёл к киоску и молча положил украденный номер «111» на прилавок...
Мораль сей «басни» такова,
Не будем мудрствовать лукаво:
Ведь на пытливые глаза
Что только нам не попадало!
Имеет смысл дразнить детей?
А истину возможно скрыть?
Наверно, проще и ясней
Всё показать и объяснить.
Эта небольшая зарисовка, может, и не совсем правдиво, но всё же наглядно показывает обычное состояние ребёнка, которому что-то пытаются запретить. Любому человеку: и взрослому, и подростку - не нравится, когда ему грубо говорят «не лезь!», «это не твоего ума дело!»
После принятия закона на экранах телевизоров и во всех печатных изданиях появились значки с пометкой «+». Но, к сожалению, меньше «недорослых» зрителей или читателей, проявляющих интерес к СМИ не стало, а даже наоборот: детское любопытство всё больше устремляется к «взрослым» передачам. Запреты родителей не всегда действенны, а если они резки и однозначны, то это вообще ни к чему хорошему не приведёт. Дети имеют право знать причину того, почему им запрещают что-либо смотреть или читать. Легко сказать «нельзя», а вот почему нельзя, зачастую бывает не так просто объяснить.
Как корректно сказать маленькому человеку, что ему не следует знать содержание какого-то фильма или книги? (Часто специалисты предупреждают об опасности травмирования психики ребёнка). Возможно, родителям стоило бы обозначить для ребёнка общие понятия добра и зла и дать понять, что на самом деле тема, освещённая в той или иной форме, скучновата и вовсе не любопытна для юного зрителя/читателя.
Сложно однозначно ответить по поводу правильности или неправильности принятого закона: хватает и плюсов, и минусов. Но то, что при верном применении от него можно добиться положительных результатов, неоспоримо. Например, если идти от противного, как это делал Г. Остер: вызывать детский интерес к нужному материалу путём всяческих пометок «только не для детей!», значков «+» и тому подобного. Возможно, так мы сможем вырастить достойное поколение с нормальной психикой.