Авангард и классика – вечный спор…
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
В. Маяковский
Взрыв, всплеск, блик. Ромб, грань, крик. Искры, гром петард — вот он, авангард. На полотне грациозны фигуры и неизменных канонов эссенция, брызгает звук со смычков Con bravura, вечная классика вне конкуренции. Две такие непохожие стороны искусства принижаются и превозносятся, осуждаются и становятся предметами восхищения. И на самом-то деле, в этих разногласиях классике бояться нечего, ведь её можно не любить, но исключать её значимость в мировом искусстве никто не смеет. А вот несчастный авангард всячески пытаются исправить, как будто воспитывают непослушного ребёнка. И нет ничего страшнее, когда эти баталии вкусов и предпочтений не остаются на языках людей личным мнением, а переходят в режим реальных действий в реальном мире. И причиной, по которой я выбрала именно эту тему для свой работы, стала как раз такая маленькая, но разрушающая война между каноном и индивидуальностью.
Санкт-Петербург и Москва — два города и два огня, между которыми я блуждаю. Покидая любимейший и самый родной Санкт-Петербург, я уже точно знаю, какое одно-единственное место в необъятной Москве я посещу обязательно - Государственный музей В. В. Маяковского.
Этот музей крошечный снаружи, но бесконечный, как вселенная, внутри. Ему не нужны его стены: он был рождён кубом, но более не заключён в унылые грани, и теперь единственная сторона, имеющая значение, — это его изнанка, невидимая и бросающаяся в глаза. Он летающий корабль, заполненный газетными вырезками и книжными страницами, хохочущий над стандартами и безжалостно разбивающий о свой зыбкий пол «Венеру Милосскую». Стулья тут заваливаются в бок, кривятся, будто кто-то их расплавил, будто не деревянные они вовсе, а парта вылетает в окно. Объяснение всему происходящему в этом невесомом пространстве кроется в одном человеке и одном направлении искусства — Маяковском и авангарде. Да, это место классика, где нет места классике. Это буйство красок, неровных линий, вещей, писем и есть настоящая, бессмертная душа поэта. Она поселилась в инсталляциях. Ей там нравится. И в каждой из инсталляций, ничего не воспринимая однозначно, всякий раз видишь что-то новое, точь-в-точь как в произведениях поэта. Именно поэтому для меня музей Маяковского, конечно же, не просто музей, а пространство настоящей свободы, где я могу присесть на колени, становясь его частью, а захочу — лягу или перевернусь вниз головой, и на меня не посмотрят, как на чудака, потому что все, кто попадает сюда, становятся чудаками.
Пару месяцев назад я бы с уверенностью вам сказала: «Хотите найти Маяковского? Поезжайте в его музей в Москву». Но совсем недавно, в декабре, началась война, и я уже ни в чём не могу быть уверена. «Что за война?», - спросите вы. Война классики и авангарда, конечно же.
«Музей Маяковского, точнее – его оригинальную экспозицию решили разрушить... Цель новых «геростратов» – создать примитивный аналог «Центра Помпиду»: развесить в пространстве музея, освобожденного от уникальных музейных инсталляций, основой которых являются мемориальные предметы, «картинки» на тему «русский футуризм», - так описал развернувшиеся боевые действия Тарас Поляков, автор сценарной концепции экспозиции Государственного музея В. В. Маяковского. Удар со стороны классики: в Департаменте культуры уже готовятся вывозить экспозицию. Удар со стороны авангарда: 5 января прошла акция протеста против планируемого закрытия музея Маяковского.
Я же, выступая за мир и окончание этой бессмысленной войны, позвонила в музей Маяковского и задала несколько вопросов его новому директору, пришедшей на этот пост 21 декабря, Надежде Морозовой.
Как оказалось, экспонаты музея, а именно его уникальные инсталляции, вовсе не собираются менять, их лишь хотят "обновить" :
«Освободим ли мы пространство от инсталляций? Как вы себе это представляете? Конечно же нет. На самом деле, война авангарда и классики свершилась 25 лет назад, когда экспозиция обыкновенного музея полностью изменилась и стала такой, какой мы знаем её по сей день. Неизменной осталась только “комнатёнка-лодочка». Поэтому о дальнейшей судьбе музея я могу сказать, что он ни в коем случае не утратит свой облик. У исключительного поэта должен быть исключительный музей, а о том, чтобы и вовсе заменить его музеем русского футуризма, и речи быть не может».
Сразу напрашивается вопрос:
-За что же протестовали люди 5го января?
-Очевидно, они сами не знают, за что протестовали, - последовал лаконичный ответ.
Что же, хочется верить, что всё сказанное госпожой Морозовой - правда. Хоть небольшой телефонный звонок и внес немного ясности в это тёмное дело, всё-таки лишь время покажет, кто выиграет эту войну — классика или авангард.
И всё-таки, главный вопрос: почему авангард и классика вечно спорят, остался без ответа, поэтому я задала его искусствоведу и сотруднице музея современного искусства ЭРАРТА, Марии Ягушевской:
-На ваш профессиональный взгляд, отчего возникает так много споров между любителями классики и авангарда и почему авангард так часто ставят под сомнение?
-Я не считаю, что между классикой и авангардом могут существовать какие-то споры. Хоть это и два совершенно разных направления, они связаны между собой, одно перетекает в другое, и между ними нельзя провести разделительную черту. Авангард очень во многом брал своё начало из первобытного искусства, поэтому элементы того, что мы привыкли считать авангардом, легко найти в классике. Вот что такое авангард? Это строгая форма, чёткая геометрия — треугольники, квадраты. А теперь взгляните на древние пирамиды Гизы — чем вам не авангард? К тому же всё в мире меняется, меняются каноны и меняются стандарты. То, что было ново, становится классикой — это ещё одна нить взаимосвязи двух направлений. Поэтому нельзя осуждать авангард, будучи любителем классики, и наоборот.
Так может, этой войны и быть не должно? Ведь видимых для неё причин нет. Спор авангарда и классики — это не спор противоречивого искусства, а спор эстетического мировоззрения людей и их вкусов. Авангард и классика неразделимы, словно инь и янь. Люди должны это понять и прекратить нескончаемую борьбу, перестать переделывать или вовсе разрушать уже кем-то созданное, а возводить новое. А уж время решит, чему стоять в веках, а чему кануть в лету. Пройдут недели, месяцы и даже годы, и, возможно, революционный и авангардный музей Маяковского, станет общепризнанной классикой, точно так же как стало классикой творчество поэта.