Воскресить духовность.

Воскресить духовность.

Среди пошлости, грязи, насилия

Разглядеть мы пытаемся свет.

Но напрасными будут усилия,

Если света в душе нашей нет.

(Неизвестный автор)

- Как переводится слово «духовность»? – раздался странный вопрос на уроке английского языка. Девочка с рыжими косичками внимательно смотрела на учителя. Перевод слова нашелся. Было это понятие и в других языках, изучаемых в нашей школе: в немецком и французском. Но, как оказалось, и англичане, и немцы, и французы понимают это слово как «душевность». А духовность и душевность отнюдь не одно и то же.

Понятие духовности более широкое. Это коренная составляющая человеческой природы, это способность понимать, что, кроме вещественных ценностей есть еще ценности духовные. Понятия «духовность» в других языках как такового не существует. Значит ли это, что духовность свойственна только нам, русским? И всем ли?

На перемене та же рыжая девочка, дрожа от негодования, говорила: «Нет! Духовность не свойственна всем! В некоторых людях она умерла…» Это было после скандального выступления феминистской панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.

Что это было? Отстаивание права на свободу веры и свободу слова? Провокация власти? Или же просто хулиганская выходка девушек, которая привлекла внимание мировой общественности? Есть мнение, что это было нечто большее: осквернение святыни, идеала, который отражается в вере, религии, культуре народа.

Не каждый понимает, что святыня – это предметное воплощение высших духовных ценностей, без которых человек теряет свое лицо, при поругании которых народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, становится духовно бессильным.

Именно поэтому Патриарх Кирилл, выступая после литургии в одном из Московских храмов, назвал «панк-молебен» «глумлением над великими святынями» и выразил сожаление по поводу попыток некоторых людей оправдать совершенное «кощунство». Ужасает то, что сами активистки подчеркивают, что часть участниц группы являются верующими. Девушки отмечают, что акция была направлена не против православной веры и не ставила целью кого-то оскорбить. По их словам, акция имела политические и художественные цели. Что ж, суд дал оценку степени художественности: в августе 2012 года три участницы группы были приговорены к двум годам заключения. Позже срок одной из девушек был заменен условным.

Не будет преувеличением сказать, что скандал вокруг панк-группы буквально расколол общество. Безобразное действо в храме спровоцировало жаркие дискуссии «за» и «против» девушек. После решения об аресте Алехиной и Толоконниковой во многих городах прошли акции в поддержку Pussy Riot. Более двух тысяч человек подписали обращение верующих к патриарху Кириллу. Люди призывали к «христианскому отношению», отмечая, что у обеих арестованных есть малолетние дети. А знают ли подписавшие, что Толоконникова на девятом месяце беременности в 2008 году вместе с супругом и еще несколькими людьми устроили групповой секс в Зоомузее? А теперь, по мнению одного немецкого журналиста, супруг Толоконниковой просто-напросто использует дочь, маленькую Геру, везде появляясь с ней. Ребенка, с трудом понимающего, что происходит, заставляют позировать перед камерами с плакатом «Я иду на демонстрацию, чтобы мою маму отпустили». Стоило ли впутывать девочку в скандал, вызвавший бурную реакцию со стороны церкви и общественности? Заслуживают ли девушки гуманного отношения к ним?

Летом ряд либеральных деятелей культуры, среди которых, в частности, Эльдар Рязанов, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юрий Шевчук, призвали прекратить преследование участниц Pussy Riot и отпустить девушек из-под стражи. В их заявлении говорилось, что они не одобряют поступок активисток, но считают меру наказания неправомерной, так как, по их мнению, девушки не совершили никакого преступления.

Это заявление прокомментировал известный режиссер Никита Михалков. Газета «Петербургский дневник» пишет о том, что возмущение режиссера вызвали слова о том, что участницы акции не нанесли никому «материального вреда». «А как оценить то оскорбление, которое они нанесли чувствам миллионов верующих?» - был задан резонный вопрос Михалковым. Он считает, что мнение российской интеллигенции, подписавшей заявление, не совпадает с мнением большинства народа. Свидетели же «панк- молебна» утверждают, что они испытали «сильную душевную боль» из-за действий обвиняемых.

Остается только догадываться, какую душевную боль им пришлось испытать, когда в августе 2012 года «панк-молебен» Pussy Riot был выдвинут на премию Кандинского. Дикостью и страшной нелепостью многим кажется то, что 13 сентября 2012 года Pussy Riot были объявлены лауреатами премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб», в номинации «Арт-проект». Что ж, эта оценка степени художественности не совпала с мнением суда.

Процесс над Pussy Riot привлек внимание правозащитных организаций не только в России, но и за рубежом. Например, организация Amnesty International заявила, что меры по отношению к девушкам «неоправданно жестоки» и призвала к их освобождению. 2 октября 2012 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, призывающую к пересмотру приговора Pussy Riot.

Известны резкие комментарии западных СМИ, касающиеся приговора Хамовнического суда. Историю, в которой российские государственные СМИ подчеркивают религиозную составляющую, на Западе восприняли как политическое дело. Дело Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич многие иностранные журналисты сравнивают с показательными процессами над советскими диссидентами.

Французская газета Le Figaro, британская Guardian, австрийское издание Die Presse констатируют, что активистки Pussy Riot «сорвали маску с безумия путинской системы». По мнению иностранных изданий, преследование девушек происходило на фоне других событий, говорящих об ужесточении политического курса. Значит, российская власть готова пойти на все, чтобы остановить распространение оппозиционных взглядов. The New York Times утверждает, что Путин «подавляет свободу слова и повелевает судебной системой». А испанская газета El Mundo напоминает слова Толоконниковой, заявившей, что если бы припев песни был «Богородица, Путина защити!», акция сошла бы девушкам с рук.

Сомнения в справедливости приговора выразила Ангела Меркель. Путин, выступая на российско-германском форуме «Петербургский диалог», дал достойный ответ Западу, объяснив, что нельзя поддерживать этих девушек, поскольку, кроме хулиганской выходки в Храме Христа Спасителя, Толоконникова в одном из торговых центров Москвы провела акцию вместе с участниками арт-группы «Война». Они символически «повесили» пятерых человек, один из них был евреем. Указав на его чучело, Толоконникова заявила, что от таких людей надо избавить Москву. Можно ли оправдать эту антисемитскую акцию?

Ангела Меркель заявила: «Нужно ли было двух девушек отправлять в лагерь, я не знаю. Я не знаю, произошло ли бы это с нами в Германии». И что же? В Кельнском соборе проходит акция в поддержку Pussy Riot. Известно, что активисты в цветных одеждах ворвались в храм во время мессы, где развернули плакат «Свободу Pussy Riot и всем заключенным». Участники акции были обвинены в нарушении общественного порядка и религиозной службы. А теперь внимание: этим людям грозит срок в три года лишения свободы. Где же лояльность Запада? Так ли уж суров приговор российского суда?

Западная общественность смогла поставить себя на место российских властей: понять, что подобное деяние – злостная провокация, а не отстаивание права на свободу веры и слова. Обвинение, предъявленное сторонникам Pussy Riot в Кельнском соборе, заставило задуматься о том, каковы же наказания в разных странах за подобное деяние. Наконец-то на историю с Pussy Riot посмотрели не в контексте отношения к «путинскому режиму», что привело к неожиданной смене мнений СМИ, совсем недавно критиковавших российское правосудие. Например, Forbs усматривает в шумихе вокруг судебного процесса над Pussy Riot провокацию и попытку дискредитировать российскую власть.

Немецкий журналист в статье «Леди бульонная курица» предлагает посмотреть на ситуацию непредвзято: девушки врываются в главный собор страны, сквернословят, пляшут перед иконами. И как на это реагировать? Автор статьи утверждает, что для верующих и «консервативно настроенных» россиян «панк-молебен» был провокацией и оскорблением.

В сентябре по просьбе программы «Вести недели» Патриарх Кирилл высказался о духовном состоянии нашего общества. Патриарх отметил агрессию против церкви: «Это агрессия против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода. Потому что понятие святыни всегда занимало центральное место в жизни народа». Многие давно похоронили способность нашего народа к защите своей позиции, своих ценностей. Силы многих брошены на то, чтобы пошатнуть нравственные устои жизни страны, идет проверка, насколько глубока вера и приверженность православию в России. Возникает вопрос: способен ли наш народ защитить веру? Поэтому и происходят провокации, подобные акции Pussy Riot.

Выступление панк-группы вызвало не только гнев и возмущение большинства людей, но и подстегнуло законодательство: появилось предложение внести в Уголовный кодекс статью о покушении на нравственность. А позже после случая оскорбления религиозных чувств мусульман фильмом «Невинность мусульман» в Государственную Думу был внесен законопроект, вводящий уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств.

Это значит, что мы будем бороться с теми, кто пытается пошатнуть нравственные устои общества. Русский народ будет бороться с провокациями, подобными «панк-молебну». Те, кто затевал эти провокации, должны были понять, что нравственное чувство в людях живо, в том, что перед ними не тихая и безликая масса, а Великий русский народ, способный защитить свои святыни.

Мы будем бороться, и, быть может, когда-то девочка с рыжими косичками, улыбнувшись, скажет: «Духовность в русских не умрет!»

shapovalova | 13 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.