Националлизм и СМИ: говорить или молчать?

Националлизм и СМИ: говорить или молчать?

Национализм и СМИ: говорить или молчать?

Мир меняется, но многое в нем остается неизменным. Решения все так же нужно принимать самостоятельно, какими бы трудными они ни были. Вопрос "Быть или не быть?" все так же настоятельно требует ответа...

Мир беспрестанно меняется. Одно уходит в прошлое, другое нарождается, развивается, эволюционирует, чтобы так или иначе уйти в свой черед. Последний недавно минувший XX век подхлестнул скорость этих изменений и стал веком противоречий. Он многое перекроил заново, от политической карты мира до мировоззрения отдельных людей. Он принес с собой полярные понятия, заставив их существовать бок о бок. Небывалый расцвет гуманистической мысли и всплеск терроризма. Глобальную международную интеграцию и сепаратизм. Толерантность и национализм.

Не составляет труда признать национализм бичом, болезнью современного мира, наряду с наркотическими зависимостями, С***м, глобальными проблемами и другим. Он вызывает огромный интерес, как общественное явление. Его изучению посвящают много времени ученые: политологи, социологи, конфликтологи, психологи, медики и другие. Тем не менее, очевидно, что теоретических изысканий недостаточно, чтобы найти пути его преодоления.

Как мировое общественное явление национализм является детищем XX века. Только в это время люди начали обращать внимание на свою именно национальную принадлежность, появилось национальное самосознание. Однако ксенофобия, лежащая в основе национализма, явление, более чем характерное для человека, отличала поведение отдельных людей все время существования человеческого общества. Ксенофобия – это страх перед неясным, необыкновенным, страх, порождающий ненависть. Это явление, порожденное самыми глубинными и архаичными процессами человеческой психики, инстинктами, близкими к звериным. Такие инстинкты человек в состоянии подавить сам, если его разум и воля достаточно окрепли, если его мировоззрение и система ценностей не допускают подчинения этим инстинктам. В тренировке сильного разума и воли, в формировании такого мировоззрения состоит задача каждого человека и среды, в которой происходит формирование этого человека, как личности.

Однако названные меры отнюдь не достаточны. Национализм – не только и не столько опасность, с которой сталкивается духовная составляющая, сколько угроза, существующая в материальном мире. От него зависят международная политика и жизни людей. Ксенофобия, неподавленные архаичные инстинкты, подстегиваемые вековыми противоречиями и претензиями, разжигают пламя, легко охватывающее многих. Тех, кому хочется чувствовать себя где-то «своим», когда вокруг так много «чужих» и «врагов». Тех, кто не может принять неудачи своей страны или народа и скоро перекладывает их на других, тех самых «чужих» и «врагов». Тех, кто легко обожествляет авторитеты и принимает их слово за безусловную истину. Тех, кто ищет свою выгоду на общем пожаре. Тех, кто легко охватывается общим настроением. Тех, кто не дает себе труда задуматься о происходящем и не повторять чужие слова…

Национализм не всегда становится экстремизмом, но экстремизм очень часто питается ксенофобией. Далеко не каждый, повторяющий националистические лозунги, становится скинхедом или даже просто интересуется историей, культурой, обычаями нации, о превосходстве которой он говорит. Тех, для кого национализм – идея, которой они на самом деле следуют, сравнительно мало. Гораздо больше тех, кто повторяет слова, услышанные на улице, по телевизору, через Интернет, не давая себе труда задуматься о том, что на самом деле эти слова значат. Такие люди не организуют демонстрации, не пишут националистические статьи или книги, не корпят над решением «еврейского», «армянского», «курдского» и другого вопроса. Но они участвуют в погромах, более того, они являются основной массой участников. Они составляют ту толпу, которую веду за собой «идейные». И вот это страшно. Страшнее, когда человек убивает человека даже не потому, что верит в избранность своей расы, а потому что тот – другой, «чужой», худший не понятно даже почему, и его надо убить. Не понимая, почему убить и зачем, ничего этим никому не говоря. Убить даже не потому, что «надо стремиться к чистоте крови и достойному пространству для своего народа», а просто потому, что таких убивают. Кто убивает? Зачем? Как так вообще получилось? Это не важно. Зачем думать об этом, когда все так ясно и понятно. Есть толпа таких же, как и ты, есть какие-то другие. Другие не нужны, это всем известно. Других нужно убрать. Это тоже известно всем…

В современном глобализованном мире информация сыпется на человека практически неконтролируемым потоком. Радио, телевизор, печатные издания, Интернет, даже просто вывески магазинов и реклама на улицах. Какую-то часть этой информации человеческий мозг так или иначе воспринимает, он не может воспринимать все: поток слишком большой, поэтому мозг создает своеобразные барьеры, фильтрующие информацию. Чем более сильной и устойчивой волей обладает человек, тем лучше он умеет фильтровать, не допуская восприятия ненужного. Тем не менее, окружающий мир, безусловно, играет решающую роль в формировании мировоззрения человека.

В свете этого в наши дни огромно влияние СМИ на жизнь человека, как непосредственного источника изливающейся на него информации. СМИ могут влиять на умы людей и, следовательно, на события в мире. Лучше всего они влияют как раз на тех, кто редко задумывается и может стать орудием в руках людей с твердыми идейными представлениями. СМИ могут стать оружием против вредных для общества проявлений, таких как национализм и ксенофобия. Однако не стоит забывать и о том, что журналисты – тоже люди, а национализм граничит с экстремизмом. Нужно обладать очень тонким умом, чтобы не превратить пропаганду терпимости в воинствующую добродетель, и большой смелостью, чтобы всегда говорить или писать то, что считаешь нужным. Журналистика может быть отнюдь не безопасной профессией, особенно во времена политических изменений, а такие изменения отнюдь не редки, так что вывод напрашивается сам собой… Еще два года назад наша страна лидировала в печальной статистике по количеству убитых журналистов в год. А ведь тогда не было сильных потрясений и «лихие девяностые» остались позади, и о «борьбе с мировым терроризмом» стали говорить меньше.

Представитель каждой профессии должен хорошо делать свое дело. Именно так, не «хорошо зарабатывать», «служить интересам компании и начальства», «быть активной частью трудового коллектива» и т.д. И все-таки «хорошо делать свое дело» - понятие растяжимое, особенно в журналистике. Особенно, если журналист касается острых вопросов, к которым, безусловно, принадлежит национализм. В этом случае выполнение работы становится в том числе вопросом совести, взглядов, мировоззрения. Трудно сказать, кто в праве потребовать от журналиста рисковать жизнью ради опубликования материала. Даже если в этом материале – правда, которую должны знать многие. Те, кто пренебрегает опасностью ради того, что считает профессиональным долгом, достойны славы и уважения. В любом случае, выбор – за самим журналистом.

yana_bes | 7 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.