МОЙ ГОЛОС ПРОТИВ. РУССКОЕ КИНО: А ОНО У НАС ЕСТЬ?
БЕСЕДКА
РУССКОЕ КИНО: А ОНО У НАС ЕСТЬ?
Мысленно заполните анкету: какие фильмы вы смотрите, в каком жанре и с какой целью.
Смею предположить, что 99 процентов зрителей смотрят фантастику, приключения, триллеры. Мы пребываем в твердом убеждении: кино - это развлечение, а не искусство.
Я против такого убеждения. Кино – не развлечение. Но тогда что? И есть ли вообще такое явление – современное российское кино?
Об этом мы говорим с глазовским режиссером и сценаристом Вениамином Трониным.
Вениамин Тронин:
- Кино делится на жанровое (боевики, блокбастеры, мелодрамы) и авторское. На жанровое кино государство выделяет средства. Судить об успешности фильмов такого рода можно после двух первых недель показа в кинотеатрах. Если кассовые сборы высоки, значит, картина удалась. То есть мерило успеха для этих фильмов - деньги.
Авторское кино сегодня снимается, как правило, на пожертвования частных лиц и фондов. Жанр в авторском кино - киновзгляд самого режиссера, его мироощущение. Это не драма, не комедия и так далее, а жанр Тарковского, Сокурова, Германа… Успех этих картин определяет время, а не деньги.
А СНИМИ-КА, ВЕНЯ,
ФИЛЬМ О НАШЕЙ ФИРМЕ!
Снять настоящее кино «в жанре авторского» можно не обязательно в столице. Главное, чтобы режиссер был талантлив и тема хорошая.
- Снять кино о родном городе, - что может быть лучше! – Рассуждает мой собеседник. - От глазовчан мне поступают заказы, но какие? Сделать корпоративную пафосную видеоагитку о заводе, фирме, о дружном коллективе и грамотном руководителе… Такого рода заказы может выполнить любой мало-мальски умеющий держать камеру человек, к кино такие работы не имеют никакого отношения.
Профинансировать картину о Глазове или, например, серию кинопортретов глазовчан - это вполне по плечу и предпринимателям, и бюджету. Но… Чего-то не хватает нашим руководителям. Может быть - масштаба?
БЫТЬ РОССИИ
ВТОРЫМ
ГОЛЛИВУДОМ
ИЛИ НЕ БЫТЬ
Семьдесят процентов проката в наших кинотеатрах занимают зарубежные фильмы и всего тридцать - отечественные. Почему?
Вениамин
Тронин:
- Кинотеатр стал площадкой развлечения, а кино - видом сервиса, индустрией по извлечению прибыли. Голливуд в этом деле намного профессиональнее нас.
В самом деле, кино - самое дорогое удовольствие. Тем более в наши дни, когда оно требует технологий и спецэффектов. Американцы уже давно сделали кино не искусством, а индустрией. Россия тоже потихоньку начала тянуться к голливудским образцам. Вспомните фильмы Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», «Дневной дозор». Как думаете, сколько они стоят? Много-о-о.
Конечно, у нас не получится снять «Армагеддон». Но практика, практика и еще раз практика. Для начала снимем вечерний, утренний дозор. Потом еще что-нибудь придумаем. Народ повалит в кинотеатры…
Только будет ли хорошим это кино?
ДА ЕЩЕ С ЭКРАНА ПАХНЕТ
Кино - самое молодое и самое популярное в мире искусство. Едва появившись на свет, оно сразу стало чудом из чудес. Никто раньше и представить не мог, что картинка может двигаться.
Через некоторое время в картинке появились «планы». Передний, портретный, общий. Потом - монтаж, за ним звук, цвет, объем…
А потом в кино пришли новые технологии, и оно... начало терять себя. Стало в меньшей степени искусством, в большей - цирковым фокусом. Теперь теряешься в догадках: в каком формате смотреть картину: 2D, 3D или 4D? Цирковой антураж отвлекает, мешает сосредоточиться.
Но зритель пищит от удовольствия: звук ревет, картинка окружает со всех сторон, да еще от экрана чем-то пахнет. Съедобным или несъедобным - кому что нравится.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ
С Владимиром Хотиненко (у которого, кстати, учился Вениамин Тронин) мы встретились в июле на российском Фестивале визуальных искусств, он проходил во Всероссийском детском центре «Орленок» в июле. Я как раз работала там в детском пресс-центре.
Так вот, режиссер известной киноленты «72 метра» утверждает: российское кино теряет свою самобытность.
Владимир Хотиненко:
- Мы всегда ориентировались на зрителя, потому что если нет зрителя - нет денег, нет денег - нет кино. Но, к сожалению, зритель предпочитает сегодня смотреть зарубежные блокбастеры.
Фильмы, которые отражают наш русский дух, все же есть, но их немного. Чтобы наше кино не влачило жалкое существование, а режиссеры в столицах и в провинции могли снимать то, что хотят, отечественному кинематографу нужна... помощь зрителя. Наша с вами помощь.
Чем больше нас смотрят, тем больше у нас шансов стать нацией высококультурного кино.
ГЛАЗА НА МОКРОМ МЕСТЕ
На днях я еще раз посмотрела фильм «Адмиралъ». Фильм не новый, но замечательный.
Параллельно идут несколько сюжетных линий: судьба России, война, любовь. Интеллектуалам интересна Россия, мужчинам - война, женщинам - любовь. В итоге интересно всем. На премьере, помню, даже у мужчин были глаза на мокром месте.
Вот это, я считаю, и есть искусство. Снять фильм, который заставляет плакать, сочувствовать и ценить жизнь.
На вашей памяти есть такой фильм?
Какие темы
в российском кино
еще не раскрыты?
О чем надо снимать?
НАТАЛЬЯ ТУРКИНА,
врач-офтальмолог:
- На мой взгляд, уже обо всем успели снять. Только вот сейчас, видимо, у режиссеров фантазии маловато, начинают чаще вставлять сцены насилия. А хочется чего-то доброго и милого. Вроде «Приключений Шурика».
Варя ШУКЛИНА, Настя НИКИТИНА,
десятиклассницы:
- Нам не нравится, что снимают много фильмов про подростков, которые только и делают, что курят да пьют. Отечественное кино практически не затрагивает глобальные проблемы. Молчит про загрязнение окружающей среды, про истребление редких пород птиц, к примеру. Недавно посмотрели картину «Явление». Она американская, очень увлекательная. Там как раз главный акцент делается на проблему экологии.
А еще нам хочется посмотреть фильмы, снятые по мотивам книг из школьной программы. «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Один день из жизни Ивана Денисовича», например.
Юлия ДАНИЛОВА,
учитель географии и экономики:
- Мне кажется, что совершенно не раскрыта в кино тема современной школы. Нашумевший сериал Германики - это злая карикатура на школу. На самом деле учителя - не злые, а дети - не такие уж и грубияны. Нужны такие истории, как «Доживем до понедельника» - умные, тонкие.
Михаил КУРТЕЕВ,
директор гимназии №14:
- Так или иначе все темы раскрыты и разработаны. Вопрос в качестве. Известно, что сейчас фильмы в основном сняты для развлечения. Но надо снимать и умное кино. В фильмах должна присутствовать мораль. Пусть они первое время не будут востребованы, но дайте срок - станут популярными и у молодежи, и у взрослых.
Александра ЧИРКОВА,
студентка, Петербург:
- В России о чем только не снимают, но как? Смотреть не хочется. Мое мнение - в России лучше кино не делать. Не получается у нас это пока. Не на техническом уровне, а на художественном.
Екатерина БУРЫЛОВА,
журналист, Екатеринбург:
- В нашем кино, на мой взгляд, не раскрыта тема самого российского кино - афиша большого экрана сплошь заполнена зарубежным продуктом. Я не смогу объяснить, в чем тут причина. В том, что у нас не снимают кино для массового зрителя? Или в том, что наш прокат почему-то заинтересован в картинах с Запада?
Посмотри десяток любых фильмов - ощущение одно: все это было, сюжеты истасканы, финал всегдапредсказуем. Мне не хватает умного кино, которое, может, и не меняет мировоззрение, но заставляет задуматься. А если оно будет еще и российского производства - то это будет превосходно!
Степан МЕНЬШИКОВ,
разнорабочий:
- Снимать можно о чем угодно, лишь бы идеи не были слизаны с Запада. Конечно, сложно придумать что-нибудь новенькое. Это возможно.
Да пусть снимут фильм под названием «Глазами животного». Глупо, но интересно. Интересно будет смотреть, что думают наши домашние питомцы, когда мы их зовем на «кыс-кыс» или когда долго не убираем у них в клетке.
Евгений ЩЕПИН,
специалист по связям
с общественностью, Москва:
- Российское кино - уникальная штука. Наши боевики получаются добрыми, драмы - смешными. Зато на ура идут темы про жизнь, любовь, одиноких дев и алкоголиков.
Наш зритель не ждет гламурных и пафосных картин. Российские режиссеры снимать такие фильмы и не умеют. А вот про глубинку, про любовь в глубинке - это удается почти всегда.
Дария ЛЕХНИЦКАЯ, газета «Калина Красная», 27 августа 2011 г.