Картонная семья

Картонная семья

Приходя домой, я просто не могу не вывалить на маму или папу поток скопившейся за день информации.

- У Артема родители разводятся…а ведь жили вместе 15 лет.

- Маша опять ушла из дома…

- Сашка с отчимом снова поругались.

Подобного рода сообщения в моем «новостном блоке» появляются почти каждый день. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», как писал Толстой. Среди моих сверстников можно увидеть, кажется, весь спектр несчастливых семей – от просто разведенных родителей до настоящих трагедий. Причем иногда со стороны такая семья выглядит идеально. Домашний борщик после школы или работы - «ты помыл руки?», подарки на праздники, совместный шопинг и просмотр телевизора. Но на самом деле дочка не выносит общения с мамой, родители ссорятся в спальне каждый вечер, отец пьет, брат старается проводить дни либо в интернете, либо вне дома. И никому ни до кого нет дела.

А у меня в семье почему-то все хорошо. Живем вместе - мама, папа, я и кошка – и отлично ладим. Хотя на рекламный идеал мы тоже не похожи. Например, за завтраком можем говорить о проблемах перевода с английского, о политике и мультфильмах, а не о моей успеваемости в школе. А если посторонний человек послушает наши разговоры, он точно не поймет наш своеобразный семейный юмор. Конечно, бывают ссоры и конфликты, но до скандалов не доходит. У каждого из нас действительно много своих дел, но мы стараемся искать время друг для друга. И я чувствую, что между нами очень прочная связь. Думаю, что поездки за город вместе лучше, чем дорогой подарок, а совет и помощь нужнее вовремя приготовленного обеда.

Поэтому в откровенных разговорах с друзьями я только слушаю, мне нечего рассказывать. А друзья, из которых ни один не скажет, что у него в семье все благополучно, с горечью, с долей зависти, серьезно и так по-взрослому говорят мне: «Ты – самая счастливая из нас всех. Цени своих родителей». При знакомстве с новыми людьми с каждым разом все более вероятно услышать про отчимов, мачех и сводных братьев и сестер.

Становится еще грустнее. Неужели семья – такая же непрочная вещь, как картонная коробка из-под кукурузных хлопьев? А все, что было видно сторонним наблюдателям до этого – иллюзия, как и изображенное на этой коробке белокурое, голубоглазое, белоснежно улыбающееся семейство?

Действительно, ведь раньше такого не было. Наши бабушки и дедушки счастливо жили десятки лет вместе. Неужели всего за последние 10-20 лет люди стали хуже понимать друг друга? Кажется, теперь мужчины и женщины женятся, чтобы долгие годы потом выяснять отношения, а вечная дистанция между отцами и детьми становится все шире. Таким образом, институт семьи терпит сейчас как минимум три бедствия.

В общественном смысле семья – это супружеский союз двух людей. «Семья образуется по доброму согласию двух людей. У них есть время друг для друга, они внимательны и заботливы» - так принято считать. Здесь и возникает первая проблема. Не обязательно смотреть на цифры статистики (а Россия вышла на первое место в мире по количеству разводов в 2011 году) - и так всем известно, что количество разводов в России постоянно растет. Одна из основных причин этого возникла не так давно, примерно с середины XX века – сложный выбор современного человека: «карьера – семья». Андрей Владимирович Фролов, преподаватель психологии и игры в го, отец троих детей и дед двух внуков, говорит так: «Сейчас происходит смена ценностей. На первом плане – личная выгода, больше рационализма и меньше романтики. Абсолютно все чувства, и любовь тоже, проходят через расчет. Мужчины всегда стремились к успеху - в работе и вообще в целом, но теперь феминизм ударяет в головы, и женщины тоже становятся карьеристками». Многие мужчины и женщины предпочитают свободный гражданский брак, потому что это позволяет быть мобильными. Например, большинство моих сверстниц предпочли бы гражданский брак официальному (кроме тех девочек, у которых детская мечта – фотография в свадебном платье на фоне лимузина). «Если встречу и полюблю кого-то, будет славно, а вообще главное – хорошая, интересная работа». В таком браке действительно есть плюсы, но минус в том, что люди при этом расходятся так же быстро, как сходятся. Через три года, через пять, а может, через пару месяцев.

Психолог Наталья Владимировна Задорина напомнила еще об одной причине: «Браки распадаются, потому что люди не умеют проговаривать свои ожидания друг от друга. Кто-то сам справляется с проблемами, пытается понять, почему происходят конфликты; кто-то идет к психологу и буквально учится говорить. А некоторые так и не могут договориться, постоянно ссорятся, не зная, из-за чего».

Бывает и так, что людям разговаривать просто не о чем. Не узнав хорошо друг друга, парочки женятся, потому что нет никаких ограничений: ни родительских запретов, ни религиозных или политических предписаний. А потом оказывается, что интересы – совершенно противоположные. В Европе это часто просто бытовые мелочи, например, столкновение чистюль и нерях. Забрызганное зеркало и не повешенный вовремя рулон туалетной бумаги – вот и повод для развода.

А ведь напряжение в супружеских отношениях переходит и на отношения с детьми. Это тоже проблема. «Родители начинают втягивать ребенка в свой конфликт, – говорит Андрей Владимирович, - «Слушайся только меня», «Папочка сказал нет? Значит «да», милый, можно!» или «Спроси у мамы, она лучше знает» - такие линии поведения непедагогичны. Что бы ни произошло у родителей, в их воспитательной деятельности должна быть согласованность. Их поведение должно быть авторитарно-демократичным».

Допустим, брак все-таки распался. Значит ли это, что рушится и семья? Есть множество противоположных примеров, когда дети отлично общаются с мачехой или отчимом, когда между разведенными родителями устанавливаются дружеские отношения или просто родители-одиночки мирно живут со своими детьми. Конечно, эти семьи неполные. Очевидно, что в одиночку воспитывать детей гораздо сложнее, да и для ребенка такое воспитание будет недостаточно всесторонним. И все же эти люди счастливы друг с другом, считают себя семьей. Но как быть с разведенными и бездетными людьми? В кадре возникает проблема номер два – демографическая.

Основная цель семьи – воспроизведение себе подобных. Но многие семьи либо вовсе не заводят детей, либо ограничиваются одним ребенком. Не будем рассматривать людей, физически не способных на зачатие или рождение. Сейчас есть другие причины, чтобы не иметь детей. Например, существует термин «childfree» (буквальный перевод с английского – свободный от детей), который обозначает людей, не желающих обзаводиться детьми по разным причинам, основная из которых – желание жить в свое удовольствие, «не растрачивая себя на других». Зато они тратят свое время на карьеру, развлечения, заботу о любимом человеке. Но если брак прекращает существование, человек остается один, что в наше время для многих людей просто пытка. Тогда - либо приемный ребенок, либо спермобанк, чаще - домашнее животное. Ну или одиночество.

Другой вариант развития событий – материальные затруднения родителей, ведь воспитание ребенка требует не только эмоциональных, физических, но и денежных затрат. К сожалению, попытки исправить демографическую ситуацию в стране недостаточно эффективны. Например, во Франции семейные пособия поглощают примерно 2% ВВП государства (4% - в Швеции, Дании и Финляндии), бюджет этих пособий превышает оборонный бюджет страны. Кроме того, существует более ста программ, по которым они распределяются. В России есть лишь два направления: единовременная премия при рождении первого ребенка, выдаваемая, впрочем, во всех странах с поощряющей демографической политикой, и материнский капитал, перечисляемый матери за рождение второго ребенка. Стоит, однако, отметить, что такая мера проводится только в России.

Представим «идеальную» семью, где супруги живут вместе много лет, и у них, скажем, сын и дочь. Даже в такой картинке могут быть изъяны – в отношениях между членами семьи. Третья проблема заключается в том, что семья становится все менее важной для человека, появляются другие, более важные приоритеты. Это связано с развитием общества, технологическим прогрессом… Благодаря свободному доступу к знаниям и образованию дети раньше видят, что родители тоже ошибаются, не считают их мнение единственно верным. Развитие коммуникации делает нас мобильнее, общительнее. Прибавить к этому весь спектр развлечений, которые предоставляет общество, и в результате в выходные ребенок предпочитает оторваться с друзьями в кино, что, конечно, лучше, чем скучный семейный ужин. Я сама часто решаю проблему «как провести выходные, чтобы никого не обидеть – ни друзей, ни родителей». То есть становление ребенка в обществе все меньше связано с семьей, хотя взаимное обучение – также важная функция семьи.

Из-за всего этого у членов семьи остается не так много времени друг для друга. Даже если не стремиться к великолепной карьере, приходится много работать, а для этого – больше учиться. Подсчитано, что общение родителей с детьми составляет семь минут в день. Как тут успеть наладить отношения – все думают только о том, как бы не сорваться на близком человеке.

Интересно, что будет с нами, с нашим поколением? Тоже будем легко заводить семьи, а потом так же легко расходиться, ведь в нашем «либерально-демократическом» современном обществе все это так просто. Не хочешь жить с этим человеком – развелся. Не хочешь ребенка – сделала аборт. Нет проблем. И церковь не подвергнет анафеме, и из партии не исключат. Ну, может, родители будут против, но их слушать явно никто не собирается.

Нет, мне все-таки кажется, что еще не настало время такой антиутопии. Люди стремятся быть вместе не просто так. Не просто так в трудную минуту мы приходим именно к близким, родным людям. Все равно человек нуждается в семье. И не так уж важно, как выглядит их официальное семейное древо. Главное, если люди живут вместе, любят друг друга, у них общее полотенце для рук и общие планы на будущее – это уже семья. Та самая, которая образуется по доброму согласию людей.

ksenafont | 31 января 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.