И вот моя Ингерманландия

И вот моя Ингерманландия

«Долго будет Родина больна…»

А. Блок

На мое недавнее семнадцатилетие мне впервые подарили розы. Стоят в вазе сейчас, красивые, красные. Почему же только на семнадцатилетие? Отчего детям не дарят роз? Как было бы приятно! Я маленькая, а мне такая важность: родители, наверное, не меньше, чем из тридесятого королевства, где всегда тепло, привезли розы посреди января! И много, много еще красочных небылиц родилось бы еще в детском воображении! Но мне роз не дарили…

В детстве я плакала. Но это никому не может показаться исповедальным, в детстве плачут все и по разным поводам: кто - "Дяденька, достань воробушка", кто попросту от ушибленной коленки. Первым моим словом было "Дай", так говорит мама, а я знаю, что ей может, и обидно, что не "Мама". Так и получилось, что мама была в городе, она там работала, а ее маленькая "Дай" жила у бабушки. Маленькая "Дай" просила часто-часто : "Боженька, к маме хочу!". И получалось, что плакала за маму. Была даже такая книжка М. Борисовой (как я потом узнала) "У красавицы Невы", плакала я именно над ней. Там живописные картинки под дождем снующих людей. Для меня где-то там ходила мама, и было обидно, что в любое мгновение любой человек из книжки может повидать ее, а я - нет.

Взрослые не дарят детям роз, потому что верят тому, о чем некогда обмолвились ученые: самостоятельные мысли у детей возникают с 5 или 6 лет. Тут разницы нет - хоть с 36. Просто не дарят роз - и все. Наверняка думают, что раз нет самостоятельных мыслей, нет и души. Неправда. Нельзя, конечно, ни с того ни с сего предположить в 5 лет, что роза из семейтва розовоцветных, но что стоять в вазе - не предел ее мечтаний было просто очевидно. Я, как и великая Марина Цветаева ( "Мой Пушкин"), в детстве мыслила живыми ассоциациями. Если люди ( не только в книжке) ходят в этом городе под дождем и могут видеть мою маму - они определенно счастливые люди.

Так и выросла я, глядя уже на свой Петербург ( я переехала к маме!) с точки зрения цветаевского Пушкина- поэта: "Город пышный, город бедный...". Город-соучастник преступления у Достоевского, город двойного бытия Гоголя, отчасти Некрасова ("Вчерашний день, часу в шестом...") открылся мне гораздо позже. Они раскрыли город с точки зрения униженного и оскорбленного "маленького человека". За парадной внешностью они разглядели холодный, жестокий, гибельный мир человеческого горя. Прямее всех сказал об этом Достоевский: Петербург - зыбкая пучина, болотное наваждение, "самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре" ( роман "Подросток"). Невидаль! От "красавицы Невы" к фантасмагории и какофонии города из "тьмы лесов" и "топи блат".

Просто я хочу рассказать здесь, с чего начинается моя Родина, как в детстве я про нее узнала, как в юности нашла и как я загадывала про нее три желания.

Я хочу с Вами поделиться, хочу, чтобы все знали, что земля, по которой сейчас ходите, на которой стоит этот, по толкам, призрачный и демонический город, есть ижорская земля. Здесь жили некогда довольно многочисленные племена финно-угров.

Границами общедоступной словесности не описать то осознание прелести родимых далей, которое носит под сердцем каждый ингерманландский финн, уроженец земли, которую называют Ингерманландией (Ингрией, по-иному), расположенной на территории нынешней Ленинградской области, на южном побережье Финского залива. Куда же делась былая жизненная сила этого народа? Где пара елей, верхами глядящих в небо, там были непроходимые леса, где же сейчас ложбинки - там были глубинные озера. Корчевали, распахивали, засеивали эту землю люди, казалось, усталости не знающие. Тысячи пар бодрых рук тянули из воды неводы, тысячи голосов подхватывали песни...

Когда мы говорим об ингерманландцах, проживающих на территории России в данный момент, то насчитывается немногим менее 300 человек. Можно часто услышать о так называемых финнах-лютеранах. Монолит нации формировался под общим началом лютеранской веры, пришедшей из Германии. Так, в 2011 году отмечалось 400-летие Церкви Ингрии. Среди этой этноконфессиональной группы много потомков перешедших в лютеранство финно-угорских народов - води и ижоры, а также русских старожилов.

Несколько некорректным можно считать мнение о том, что Швеция, в чьи руки перешла Ингрия после Столбовского мирного договора (1617 год), навязывала лютеранскую веру. Дело в том, что, как замечал историк и археолог Адриан Селин, в те далекие времена " понятия подданства и конфессии практически совпадали". А потому жители Ингрии и Карелии – земель, отошедших к Швеции - потихоньку приобщались к лютеранству из-за незаинтересованности Московского государства в их конфессии и активного влияния на их образ жизни финнов-лютеран. Отголосок тех времен дошел и до нас: в лексиконе прилагательные "православный" и "лютеранский" заменены соответствующими понятиями "русская" и "финская" церковь. "В общем, вплоть до времени, когда великий царь- реформатор "Россию поднял на дыбы", отношение русской церкви и российской шведской власти определялось высказанным еще патриархом Филаретом убеждением, что, живя за пределами сакрального пространства святой Руси, под властью иноверца и в окружении иноверцев, сохранить чистоту православия невозможно",- пишет историк и писатель Константик Жуков ( издание "Еретики и отметчики").

Это к тому, почему "финны-лютеране".

Что же было после "перехода" Ингерманландии в лоно Российской Империи? Во времена правления Екатерины II усилилось немецкое влияние на нашу лютеранскую церковь. "Реакцией на рост немецкого влияния стало стремление держаться за финский язык, возрастало количество церковно-приходских школ". Как подмечает кандидат исторических наук, пастор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Павел Крылов, "накануне I мировой войны, в Санкт-Петербургской губернии было 25 финноязычных приходов... В приходах состояли 144 тысячи прихожан".

...Все-таки хорошо взрослеть! Могу многое прочитать, мне могут многое рассказать. Конечно, нельзя без слез читать "Маленького принца" Экзюпери. Теперь понятно, почему ко мне неожиданно пришел образ розы - маленький принц тоже переживал за нее. Это была Роза его Жизни. И у каждого из нас Она есть. Но все же хорошо взрослеть - могу многое прочитать, да и многое могут мне рассказать.

Эпоха СССР для бедной Церкви Ингрии, а значит и для ее народа стала чередой слез и искренних упований на Господа. Это время (в особенности с середины 20-х и до середины 50-х годов), как многим известно, стало временем репрессий и гонений. "Российские финны выселялись из мест традиционного проживания под предлогами борьбы с кулачеством и очищения пограничной территории от неблагонадежного населения. Итогом стало превращение народа, для которого на протяжении веков было характерно компактное проживание, в народ, живущий дисперсно, подобно диаспоре", - комментирует Павел Крылов.

И вот наконец эпоха современной России. В конце 80-х годов началось объединение приходов, возрождение Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. 30 из 83 приходов ведут службу на финском языке. "Постепенно финское лютеранство утрачивает связь с финским этносом, оно стремиться быть, прежде всего, консервативным евангелическим лютеранством" (Павел Крылов).А так как исконную землю предков-ингерманландцев мы не можем рассматривать без неразрывно связанной с ней нашей Церковью, то к оному и была присовокуплена историческая памятка.

Почему о "трех желаниях"? Где "три желания"?

"Доколе матери тужить

Доколе коршуну кружить?",- вопрошал Александр Блок. Он страдал за Россию, а я страдаю за тебя, Ингрия, моя малая родина.

Грустная песня "Omal maal" ( фин. "Край родной") проносится над этой землей, которая некогда процветала и богатела красивыми людьми с гордой осанкой. Мой голос сольется в унисон с тремястами голосов жителей бедной Ингрии. Вот мои заветные три желания, и как молитву, посылаю я их Богу: соедини и умножь народ, продолжи возрождение Церкви Ингрии. Я хочу, чтобы люди помнили свои корни. А проживающие на этой земле знали, что ее исконные жители - ингерманландские финны.

Omal maal... Лучистый свет льется на алтарь церкви... Было предание, пришедшее к финнам от шведов, что святая Люсия носила шахтерам съестные припасы, освещая себе дорогу свечой, приспособленной на голове. В честь мужества Люсии в лютеранских церквах проводится праздник, предвестник Рождества. С головок молодых девушек струится свет, а в руках у них колеблется пламя свеч. Они поют песню. Omal maal... Это тихая мелодия Родины. Закрываешь глаза - заиндевелые ветви елей представляются. И небо, будто тонкими серо-розовыми прожилками схваченное, прорезанное. Спасибо тебе, заповедная земля родная, что хочется исповедаться пред тобой, как на Библии.

smelanna | 31 января 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.