Что я знаю о войне - Возлюби врага своего
ВОЗЛЮБИ ВРАГА СВОЕГО
“Возлюби врага своего”,—знакомые слова? Но часто нас посещает непонимание: как можно полюбить своего врага? Он же против меня, он желает мне зла, зачем же я буду его любить?
Война. Она уносит жизни миллионов, ломает судьбы, калечит здоровье. Она безжалостна ко всем—и к старым и к малым, влюбленным и к одиноким, больным и здоровым. Она ставит под угрозу жизнь каждого, но в то же время учит любить, дружить, сочувствовать и верить . Она учит храбрости, благородству и состраданию.
Об этом рассуждал мой дедушка. Он поведал мне одну историю, после которой мой маленький, детский мир перевернулся, и многое открылось с новой, совершенно другой стороны.
Война. Осень 1944 года. Голод.
Дедушке было 2 года, рос в большой многодетной семье, где помимо него, воспитывались ещё три ребенка. Дедушка же был самым младшим. Каждый из членов семьи делал все что мог, чтобы выжить. Самая серьезная проблема на тот момент - нехватка еды. И одним из немногочисленных источников питания была корова, по прозвищу Красавица. Она как будто чувствовала сложившуюся тяжелую ситуацию и всегда давала много вкусного, восхитительного молока, из которого делали творог и сметану. Красавица была единственной надеждой на спасение от безжалостного голода.
Летом 1944 года Красная Армия гнала немцев из Псковщины, а те, в свою очередь, уходя забирали все, что можно было забрать у людей. Уводили скот со двора, отбирали продукты, зерно, запасы на зиму, одним словом отбирали надежду выжить.
Невероятный страх и ужас охватил семью моего дедушки, когда враг пришел и в их деревню. Во дворе нарисовалась фигура молодого немецкого солдата, лет 20, по сути, еще мальчика, которого заставили воевать. Из дома два немца выносили немногочисленные продукты: мешок картошки, творог, хлеб, зерно. Вся семья собралась на улице. В глазах каждого—отчаянье, боль и страх. Все рыдали, не в состоянии сказать ни слова, скованные ужасом. Дети спрятались за маминой юбкой, самый старший, десятилетний мальчик изо всех сил старался сдержать слезы, но не мог, они предательски текли по щекам. Самый младший же, двухлетний малыш, мой дедушка, обхватив мамину ножку, большими, красными от слез, глазами смотрел на молодого немецкого солдата.
Как только все запасы были вынесены, двадцатилетний солдатик начал выводить корову со двора, тем самым обрекая семью на голодную смерть. Все стояли, боясь пошевелиться и разозлить и без того жестокого врага. Стояли, вынужденные смотреть, как забирают их последнею надежду на выживание. Стояли и плакали.
Выгнав корову со двора, солдат обернулся и еще раз посмотрел на разбитую горем семью, на детишек, на маленьких, ни в чем не виноватых детишек, и по его щеке скатилась слеза, слеза сострадания. Взгляд был наполнен сочувствием и сожалением. Солдат стоял у забора, не решаясь уйти. Ему стало так жалко мирную, доведённую до отчаянья семью, что он хлопнул Красавицу ладонью по спине, и та вошла обратно во двор. И без слов, без требований, не прося ничего взамен ушел, ушел навсегда, подарив надежду и веру в хорошее. Да, он шёл убивать, но в его сердце осталось место для милосердия, да, он был врагом, но врагом, который оказался выше жестокой, убийственной войны.
Мои родные до сих пор вспоминают о нём с благодарностью.
Мария Коноплянник