Русская провинция или будущее России - Звени, колокольчик, звени!
ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЗВЕНИ!
Здравствуйте, вас приветствует Ваш персональный, новоиспеченный гид по интересным местам нашей удивительной планеты. И сегодня мы с Вами отправимся в небольшое путешествие в маленький, уютный городок, расположенный в том самом месте, где могучая Волга сливается с Которослью, в сердце Золотого кольца, город церковных куполов и медведя—Ярославль! Но речь пойдёт не о его истории, а о маленьком частном музее у речного вокзала. О музее «Музыки и Времени».
Каждый турист, приехав в новый город, стремится увидеть всё самое-самое, порой не замечая таких, как этот. Расположен он на Волжской набережной, в частном особняке энтузиаста музейного дела Джона Григорьевича Мостославского. Здесь можно познакомиться с коллекцией музыкальных инструментов. В экспозиции музея всевозможные граммофоны, патефоны, музыкальные шкатулки, шарманки, есть даже механическое пианино, а также грампластинки, часы, колокола и колокольчики практически всех видов (поддужных, настольных, дверных, рыбацких, церковных). Обязательно познакомьтесь с коллекцией утюгов (их более 350-ти), золотофонных икон конца XIX - начала XX веков и фарфоровых статуэток. И каждый найдет то, что ему по душе.
Более всего меня заинтересовали колокольчики. В народе считалось, что если есть колокольчик в доме, то в нем будет добро и благополучие. Колокольчик охранял дом от пожара, изгонял злых духов, болезни. Самое интересное, что форма колокольчиков зависит от их назначения. Например, «юбочка» у пожарного колокольчика расширяется к низу, а у гостевого корпус вытянут и «язычок» длиннее, чем у остальных. Первые колокольчики из своей коллекции Джон Мостославский срезал у овец, у коз, у коров в родном Благовещенске. «Все дети как дети—металлолом собирали, а я—колокольцы! Директор школы назвал меня пережитком капитализма, а я ничего не понимал и плакал»,– вспоминает Джон.
В настоящее время колоколов в коллекции Д. Мостославского уже более тысячи, по ним можно изучать поддужно-колокольный промысел в России. В экспозиции—знаменитые валдайские, касимовские, павловские, пурехские колокольчики и бубенцы, многие с именами мастеров, их отливавших, и с датами отливок. Колокольчики так подобраны по звучанию, что ударяя в них палочкой в определенной последовательности, можно сыграть любую мелодию. Экскурсовод обычно исполняет для взрослых посетителей «Подмосковные вечера», а для ребятишек—любимые мелодии из мультфильмов.
Следует отметить, что Ярославль являлся одним из центров литья колоколов в России, была целая династия ярославских купцов Оловянишниковых, которые исключительно занимались литьем колоколов в Ярославле. Для любого храма считалось престижным, когда в нем звучал колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишниковых. Высочайшие особы, прибывая в Ярославль, всегда посещали завод Оловянишникова. И неслучайно последний царь Николай Второй заказал отлить ему в Ярославле сто колоколов с серебром, по случаю 300-летия дома Романовых. Один колокол из той юбилейной сотни хранится в коллекции музея Мостославского, на нём выгравировано: «От Рюрика до Романова. От Михаила до Николая. Сий колокол отлит по заказу Николая II».
Вот такая она—российская провинция и живущие в ней люди!
Ирина Марамзина