Круглый стол "Научно-популярная журналистика в современном медиапространстве". Руководители: проф. А. Н. Тепляшина, проф. Ю. Б. Балашова, проф. Н. В. Жилякова, ученый секретарь аспирантка Е. Полежаева

19–20 апреля 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошёл Международный научный форум «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения».

Среди мероприятий Форума состоялся ежегодный круглый стол экспертов «Научно-популярная журналистика в современном медиапространстве» (Модераторы: проф. кафедры истории журналистики СПбГУ Юлия Борисовна Балашова: проф. кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Алла Николаевна Тепляшина., проф. кафедры теории и практики журналистики Томского гос. ун-та Наталья Вениаминовна Жилякова).

Первой с темой доклада «Журналисты vs исследователи» выступила доцент кафедры Высшей нервной деятельности и психофизиологии СПбГУ, кандидат биологических наук Екатерина Павловна Виноградова.

Обозначив ключевые претензии учёных по отношению к журналистам, Екатерина Павловна выделила, в том числе: ошибки в материалах («Надо быть аккуратнее с информацией!») и журналистские мифы («Эндорфин – гормон счастья»).

Среди претензий журналистов были названы: низкое качество пресс-релизов, отказ учёных давать интервью и «отвратительно» оформленные сайты институтов РАН.

Были выявлены следующие проблемы: коммерциализация науки (проведение научно-популярных фестивалей, таких как «Geek Picnic»), появление дилетантов (непрофессиональные популяризаторы науки в широких массах) и фанатов, а также высокая конкуренция в научной среде.

По завершении доклада доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Высшей школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (ВШПМ), кандидат филологических наук Владимир Александрович Гринфельд (Соболь) задал вопрос:

- Если сами учёные не могут разобраться, кто из них является профессионалом, а кто нет, и где наука есть, а где наука отсутствует, то, как же в этом разобраться журналисту?

Ответ Екатерины Павловны:

- К сожалению, определённых критериев оценки я не вижу.

Вторым взял слово Владимир Александрович Гринфельд (Соболь). В своём докладе «Героика научного познания» на примере художественных произведений он рассмотрел совершённые во имя научного знания героические поступки главных героев. В качестве примера был взят роман В.П. Аксёнова «Звёздный билет».

Тезис Владимира Александровича о том, что в числе первых базовых потребностей пирамиды по Маслоу стоит потребность человека в получении информации, вызвал возражение Е.П. Виноградовой. «Потребность в получении информации не является базовой», - возразила она.

По завершению доклада началась полемика.

В числе прочих был задан вопрос:

- Возвратятся ли герои-учёные в художественную литературу?

- Я, к примеру, написал роман, в котором главный герой – учёный, - ответил Владимир Александрович.

Доцент кафедры иностранных языков для математических факультетов и доцент кафедры общей физики физического факультета СПбГУ Дмитрий Андреевич Лисаченко выступил с докладом «Научно-популярное медиапространство: взгляд снизу». Среди ключевых тезисов можно выделить такие: «Гуманитарии занимаются нормальным делом, а физики просто не понимают, чем они занимаются»; «С журналистами я сосуществую и являюсь пассивным потребителем того, что они вываливают в медиапространство»; «Новые популяризаторы занимаются, в том числе и политикой. Доцент кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат филологических наук Алина Викторовна Ляпина рассказала о «Традициях дореволюционных охотничьих изданий в концепции современной научно-популярной охотничьей прессы».

Исторический экскурс развития прессы начала XX века продолжила доцент кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат филологических наук Светлана Михайловна Нарожняя с докладом «Традиция научно-популярных публикаций: от земской газеты начала ХХ века до современной районной».

Ассистент кафедры теории и практики журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета Мария Викторовна Нисова рассказала о «Популяризация науки в массовой литературе», а завершила круглый стол экспертов студентка 3-го курса ВШЖиМК СПБГУ Анна Руслановна Суркова с темой доклада «Журнал «Ребус» как первая публицистическая площадка русского медиумического сообщества».

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация