Студенты СПбГУ о сотрудничестве Клиники коммуникационных проектов с Ленфильмом и последующем трудоустройстве на киностудию

Клиника коммуникационных проектов – место, где абсолютно каждый студент, потрудившись, может начать профессиональной путь в интересной и перспективной отрасли. А кто-то даже может исполнить свою заветную мечту! Именно так случилось в жизни студенток СПбГУ Алены Новиковой (4 курс, программа «Международная журналистика»), Полины Петроченко (4 курс, программа «Международная журналистика») и Полины Пандориной (выпускница магистратуры, программа «Медиакоммуникации»), которые через клинический проект открыли для себя мир киноиндустрии и теперь работают SMM-специалистами в старейшей государственной кинокомпании «Ленфильм». Подробности узнавала Ксения Довыденкова.

Как вы попали работать в «Ленфильм»? Какую роль сыграла в этом Клиника?

Алена Новикова: В прошлом году Клиника коммуникационных проектов в своей группе во «ВКонтакте» анонсировала отбор на проект с киностудией «Ленфильм». Я с детства любила кино, хотела стать актрисой, режиссёром, продюсером, даже приняла участие в съемках российско-китайского проекта «Балет в пламени войны». Поэтому для меня попасть на «Ленфильм» означало прикоснуться к своей детской мечте. Я, конечно же, отправила заявку.

Полина Пандорина: Я попала в проект, запрыгнув в последний вагон. Я уже выпускалась со второго курса магистратуры и в последние дни своего пребывания в университете узнала, что «Ленфильм» набирает на практику студентов, которые будут помогать на съёмках. Я загорелась этим, но и одновременно расстроилась, поскольку думала, что меня уже никто не возьмет. Однако я попала на мероприятие, где как раз были ребята, представляющие свои проекты для «Ленфильма», и меня взяли.

Как проходил отбор в проект? Из чего состоял конкурс?

Алена Новикова: Отбор проходил в два этапа. На первом этапе мы должны были отправить свое портфолио и указать, куда бы хотели попасть: в КВЦ (культурно-выставочный центр) либо в пресс-службу «Ленфильма», которой руководит Артемий Аграфенин, пресс-секретарь «Ленфильма» и внук режиссёра Виталия Мельникова. На втором этапе нас ожидало собеседование. Я ужасно переживала. Нас слушал Артемий, и когда я отвечала на вопросы, он постоянно что-то записывал в телефон. Меня это очень пугало и наводило на мысль, что я что-то не так говорю. Переживаний было море, и я навсегда запомнила вопрос, который ввел меня в ступор: «У вас камера с китовым объективом?». Я понятия не имела, что такое китовый объектив, только потом спросила у девочек и поняла, как много предстоит узнать о профессии. Спустя время пришли результаты, и я узнала, что прошла.

Довольно серьезное и интересное испытание! Наверное, практика была не менее захватывающей. Как проходила ваша стажировка в «Ленфильме»? Чем вы занимались?

Алена Новикова: Я вела социальные сети фестиваля «Западные ворота», который проходит в Пскове. Тогда я не знала, как работает SMM-специалист, как вести аккаунт в социальных сетях, чем отличаются социальные сети от мессенджеров. Это была работа методом проб и ошибок, по интуиции.

Еще одной моей задачей была съемка бекстейджа фильма «Летом асфальт теплый», который сейчас на стадии постпродакшена и совсем скоро выйдет на экраны.

Полина Петроченко: Когда мы только пришли на «Ленфильм», мы пытались делать все и сразу, чтобы нас везде взяли. У «Ленфильма» есть сайт, большая группа во «Вконтакте», а также выставочный центр и учебный – с курсами по обучению специалистов первого и второго звена. Центр подготавливает актеров, режиссеров, вторых режиссеров, локейшн-менеджеров, специалистов по гриму. Сначала я просто помогала писать на сайт тексты с актуальными курсами, потом предложила контент план, и мы начали его реализовывать вместе с Аленой. Для фильма «Летом асфальт теплый» в наши задачи входила съёмка бекстейджа, съемка интервью со съёмочной группой, монтаж. А потом нам говорят: «Вы не хотите поработать на кинофестивале? Мы вам заплатим!». Ну и тут мы: «Конечно хотим, а чего нет-то!». В итоге в наши задачи входило заполнять сайт, вести социальные сети и писать пресс-кит.

Что запомнилось вам ярче всего за время практики?

Алена Новикова: Больше всего запомнился третий день международного форума «Диалог культур», когда мы ездили с журналистами (форум в первую очередь предназначен для журналистов) в Великий Новгород, и я была куратором группы. Для меня это было немного неожиданно и волнительно, поскольку в группе были взрослые журналисты, а я еще неоперенный птенчик, который только начинает подниматься к вершине. Этот день дал мне очень многое. Во-первых, я познакомилась с разными журналистами, и каждый из них поделился чем-то интересным и полезным. Например, мне рассказали, как проверить свой текст с помощью сайта, разработанного создателями книги «Пиши, сокращай», а сотрудник «Коммерсанта» раскрыл секрет их броских заголовков.

Полина Петроченко: У нас были расписаны дни, когда мы могли приехать на съёмку. И был один день, когда в фильме снимались 200 человек массовки. Уже были набраны люди, но нам предложили поучаствовать. Съемки длились около 12 часов. Помимо актерской работы, я снимала весь процесс изнутри, и в итоге у нас получился очень классный бекстейдж.

Стажировка в крупных и известных компаниях – это большая ответственность. Можно столкнуться с совершенно новой для себя работой и не всегда удобно спросить совета или попросить помощи. Каково это-быть техническим практикантом?

Полина Петроченко: Да, там есть ответственность. Но если мы не хотим брать ответственность на себя сейчас, то что будет потом, когда мы придем на работу? К тому же у «Ленфильма» очень классный пресс-секретарь Артемий, который нас всегда поддерживает. Еще есть руководитель учебного центра Андрей, он нам помогает с монтажом. Когда мы сняли и смонтировали свое первое видео, мы смотрели его в директорском зале, в маленьком кинотеатре, и нам говорили, что нужно поменять. Это очень помогало, поскольку результат действительно становился лучше. Я не хочу сказать, что это развлекуха, но это гораздо интереснее, чем просто сидеть и заполнять какие-то бумажки. Лучше взять больше ответственности сейчас, набить какие-то шишки и потом на работе чувствовать себя более уверенно.

Что стоит делать студенту во время практики, чтобы остаться работать в выбранной компании? Есть ли какие-то секреты, лайфхаки?

Алена Новикова: В первую очередь стоит показать, что тебе это интересно, что у тебя горят глаза, что ты действительно хочешь этим заниматься. Нужно проявлять инициативу, не бояться браться за то, что никогда не делал. Ты должен пробовать, учиться, проявлять себя. Когда мы впервые приходим к работодателю, никто не знает, как мы умеем писать, как мы умеем работать. В первую очередь надо показать, что мы не зря здесь находимся, что мы имеем право быть в этом месте. Несмотря на то, что мы студенты, мы можем дать фору многим журналистам. Надо быть трудолюбивым, верить в себя и смело идти вперед!

Полина Пандорина: Нужно не бояться говорить о свои желаниях людям, с которыми ты взаимодействуешь во время практики. Не бояться спрашивать о разных возможностях, дополнительно вписываться в разные истории и проекты, узнавать, чем еще ты можешь помочь. Быть активным, позитивным и главное – быть заинтересованным в том, что ты делаешь.

Полина Петроченко: Главное – быть наглым! Не стоит ничего никогда бояться. Нас часто учат быть тише, скромнее. Скромность, конечно, украшает, но оставляет голодным! В «Ленфильм» изначально меня не взяли. Нам зачитывали список тех, кто прошел, и я не услышала свою фамилию. Тогда я подошла к Артемию и сказала: «Извините! А моей фамилии почему-то нет».

Чем вы занимаетесь в «Ленфильме» сегодня? Что входит в ваши профессиональные обязанности?

Алена Новикова: Я веду социальные сети как учебного центра, так и компании «Location 360», которая занимается подбором локаций для кино. С недавнего времени веду аккаунт, в котором публикуются туры по Дагестану.

Полина Петроченко: Вместе с Аленой в учебном центре мы ведем страницу во «ВКонтакте», делаем тексты для сайта, когда стартует какой-то новый курс. Иногда бывает так, что нам срочно нужны картинки. Буквально через полчаса они уже должны быть. Мы не можем просто так дергать общего дизайнера, поэтому стали сами делать картинки для постов. А недавно я была на съёмках, где актеры снимали свои визитки. Это все делается в фотостудии «Ленфильма». Ставится свет, приезжают операторы. Я снимала весь процесс этих съёмок и потом выкладывала в социальные сети все бекстейджи.

Полина Пандорина: Моя должность называется комьюнити-менеджер киноцентра. Я занимаюсь социальными сетями, работаю со СМИ, ищу партнеров. В общем, делаю все, чтобы о нашем киноцентре узнало как можно больше людей, как можно больше людей приходило на наши премьеры. Тут и SMM, и пиар. В общем, все, чему учили в университете.

Благодаря проектной деятельности Клиники вы действительно смогли осуществить свою мечту – встать на профессиональный путь в киноиндустрии. С чего же началось ваше знакомство с Клиникой коммуникационных проектов СПБГУ?

Алена Новикова: С Клиникой я начала сотрудничество еще до ее появления. Екатерина Андреевна искала студентов, которые могли посетить Экспофорум и написать репортаж о прохождении «Последней среды» – заседания экологического пресс-клуба «Последняя среда». На тот момент я была студенткой первого курса и заочно закрыла в Клинике летнюю практику.

Полина Петроченко: На втором курсе я начала подавать заявки в проекты Клиники, чтобы побыстрее разобраться с летней практикой, а потом оказалось, что Клиника может дать гораздо больше.

Получили ли вы в проектной деятельности Клиники какие-либо навыки, которые сегодня помогают вам в работе?

Алена Новикова: Безусловно. Очень много навыков и опыта я получила на международном форуме «Диалог культур». Это были три дня интенсивной организаторской работы: мы вели протоколы заседаний, а потом на основе этой информации готовили тексты. Я писала маленькие тексты для социальных сетей, но делала это очень долго. Девочки-магистрантки, которые курировали нас, учили, исправляли ошибки. Я набивала руку, переписывая тексты по несколько раз. Так я научилась оперативности, работе в команде, ведению социальных сетей, всему тому, что сегодня использую в своей работе. Сейчас я достаточно быстро пишу посты для «Ленфильма». У меня живой язык и свой авторский стиль.

Полина Петроченко: У меня больше половины портфолио состоит из того, что мы делали в Клинике. Изначально я была не на «Ленфильме». Я записалась на проект с ТГК-1, но поняла, что это не моя тема, хотя очень классная. Это был ценный опыт – научиться писать о том, что тебе не близко так, будто тебе очень интересно и нравится. На «Ленфильме» мы учились не только писать тексты, но и снимать видео, монтировать их. Одно дело, когда ты монтируешь домашнее задание, и другое – когда ты наснял целый диск каких-то видео, половина их которых тебе не пригодятся, а еще половина – в неправильном формате. Ты сидишь и думаешь, что с этим теперь делать? Конечно, это хороший опыт.

Полина Пандорина: Именно в Клинике я начала писать тексты, заниматься их редактурой, стала чувствовать себя намного увереннее в работе с текстом, что очень важно, учитывая, что я веду все социальные сети «Ленфильма».

Какие связи с профессиональным миром Клиника дает студентам?

Алена Новикова: Во время клинической практики можно встретить огромное количество людей, контакты которых могут пригодиться в будущем. Клиника помогает познакомиться с представителями профессиональной индустрии и никогда не оставляет при возникновении каких-то вопросов. Екатерина Андреевна всегда на связи, всегда поддерживает и направляет.

Полина Петроченко: Когда ты работаешь в каком-то проекте Клиники, всегда можно найти на реальную работу. Вот сейчас мы работаем в «Location 360». У них был курс, который мы помогали запускать и продвигать. Потом нас взяли вести социальные сети, и за это нам тоже платили деньги! Компания никак не связана с Клиникой, но при этом на нас вышли благодаря тому, что именно из Клиники мы пришли на практику, и позже нас взяли на работу. Плюс в Клинике можно приобрести не только профессиональные связи, но и просто интересные знакомства. Например, на «Западных воротах» мы брали интервью у актеров и режиссёров. Я брала у Татьяны Калгановой, которая снималась в «Черном вороне».

Есть ли какие-то преимущества Клиники перед рекрутинговыми агентствами?

Алена Новикова: Преимущество Клиники состоит в том, что она университетская. Университет всегда поддержит и заступиться за своего студента. Всегда можно прийти к Екатерине Андреевне, и она предложит много интересных вариантов, которые подойдут именно тебе. Клиника сотрудничает с крупными организациями, такими как «Ленфильм», «Росатом», «Газпром» и др. Проходить в них практику – это невероятный успех. Многие студенты с помощью Клиники находят себя, находят то, что им нужно.

Полина Петроченко: Клиника – это очень клевый проект. Я не знаю в других университетах чего-то подобного. Она дает понять, что тебе нравится, что не нравится. Можно спокойно перейти из одного проекта в другой и понять, что тебе действительно нравится.

Полина Пандорина: В Клинике встречаются работодатель и студент, которые заинтересованы в том, чтобы работать над каким-то определённым проектом. Люди, которые нанимают ребят, уже примерно понимают наш уровень подготовки. Тут взаимно совпадают ожидания и реальность.

Автор материала - Ксения Довыденкова

25 июля 2023

Ответственный за содержание: Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ Е. А. Шаркова
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: comm_clinic@spbu.ru.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль