Алика МИНДАРОВА, студентка 3 курса образовательной программы «Журналистика»

Портфолио, рост, бесценный опыт

Каждую неделю в социальных сетях Клиники появляются новые посты. Стильное оформление контента регулярно вызывает эмоциональный отклик у аудитории: профессионалы высоко оценивают качество работы, студенты ставят лайки. Конечно, за стилем бренда стоит серьезный труд определенных людей. У каждого чуда есть свой волшебник. В Клинике коммуникационных проектов СПбГУ это Алика Миндарова, студентка 3 курса образовательной программы «Журналистика» и ведущий дизайнер клинических проектов. О первом профессиональном опыте, руководстве студенческой командой и поиске вдохновения Алика рассказала Екатерине Ершовой и Алине Демидовой.

– Алика, ты в Клинике уже давно, практически с первых дней её появления. За это время ты многое успела сделать, выросла до куратора студенческой команды дизайнеров. Как начинался твой путь?

– Я познакомилась с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ на Международном форуме труда в апреле 2021 года. Тогда передо мной поставили задачу оперативно подготовить и опубликовать в социальных сетях посты о ее открытии. Следующим мероприятием, где я участвовала, стала экскурсия на Ленинградскую АЭС. На тот момент я уже год была иллюстратором в студенческом медиа The Vyshka и смогла применить свои навыки в создании инфографики для ЛАЭС. После этого мне предложили стать бильд-редактором портала «Первая линия». Позднее я взяла на себя все дизайнерские задачи в Клинике коммуникационных проектов.

– Ты занимаешься дизайном уже несколько лет. Если сравнивать первые работы с тем, что делаешь сейчас, есть отличия?

– Честно, боюсь пересматривать прошлогодние и более ранние работы (смеётся). В начале своего пути я относилась к дизайну больше как к творчеству, сейчас для меня это ремесло. Я научилась смотреть на визуал с технической точки зрения. Поэтому первое, что бросается в глаза, когда все-таки попадаются старые работы, это не цвета, не картинка, а сетка, композиция и выравнивание.

– В какой программе ты начинала работать?

– Adobe Illustrator. А затем постепенно самостоятельно начала осваивать Figma и другие редакторы. Смотрела уроки на YouTube, подписалась на множество каналов в социальных сетях, собирала информацию по крупицам и до сих пор это делаю.

– То есть ты самоучка?

– Да. Хотя, когда я поступала, долго выбирала между «Международной журналистикой» и «Журналистикой», и мой выбор окончательно определила кафедра медиадизайна. Самому учиться круто, но должна быть опора в виде теории и обратной связи от преподавателей.

– А как ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с дизайном?

– Думаю, что проекты Клиники мне помогли с окончательным самоопределением в профессии. Мои работы, мой труд здесь востребованы. Есть поддержка, доверие, постоянные разноплановые задачи, которые дают возможность набить руку. Мало быть просто творческим человеком, важно свой талант постоянно развивать и прокачивать в конкретных проектах. Мне всегда нравилось визуализировать информацию. Представлять сложное не словами, а картинкой. Когда я придумываю что-то новое, то по-настоящему кайфую.

– У каждой социальной сети, у каждого проекта есть свой стиль оформления. Где ты обычно ищешь вдохновение для создания визуального контента?

– Каждый новый проект начинается с поиска референсов. Конечно, бывает и так, что под задачу в голове сразу возникает готовый образ. Думаю, сейчас это уже связано с насмотренностью, поскольку я подписана на огромное количество ресурсов и агентств, где работают целые отделы дизайнеров.

– А если говорить про процесс реализации задумок, как именно ты работаешь?

– Я могу работать где угодно. Мне не нужна особая атмосфера, пегас… У меня всегда с собой ноутбук. Задач сыпется много. Кажется, что ноут ко мне прирос (смеётся). Но, конечно, если предстоит разработать что-то сложное, мне важно создать условия максимальной свободы, чтобы никто и ничто не давили.

– Не приводит ли это к тому, что по большей части приходится работать по ночам?

– Да. Ночью я обычно изучаю новые материалы, смотрю референсы. А ближе к утру рождается что-то свое, авторское.

– Сейчас ты руководишь целым отделом юных дизайнеров. Каково это, поделись?

– На самом деле текучка очень большая. В основном работу делаю я, хотя сейчас в команде есть несколько постоянных девчонок. У «Первой линии» есть отдел иллюстраторов, и они слаженно работают в течение года. Однако большая часть текстов приходится на сессию, поэтому не у всех хватает времени.

– Ты главная в коллективе или вы все на равных?

– Я организатор. Мне поступают задачи напрямую от руководства Клиники (Екатерины Андреевны и Инны Святославовны), а также от редакторов портала и представительств в соцсетях. Затем я расставляю приоритеты, выстраиваю график и распределяю задачи.

– Сложно ли совмещать такую активную практику с учебой?

– Это получается как-то само собой. Мне очень интересна работа в Клинике – это огромный опыт как организаторской, так и дизайнерской работы. Иногда приходится слушать лекции одним ухом, не спать ночью… Во время учебы очень помогает тайм-менеджмент, я успеваю и учиться, и работать даже вне Клиники, но во время сессии бывает тяжело – сильно перегружаюсь.

– Клиника известна тем, что даёт студентам очень много возможностей для реализации. Чему ты здесь научилась?

– Тут практикуются настоящие отношения работодателя и сотрудника/коллектива. С этого года я начала выстраивать реальные рабочие отношения и поняла, что клинический опыт помог мне усвоить правила коммуникации с работодателями. Все, чему я учусь здесь, оказывается полезным для реальной жизни. Помогает и то, что это учебный проект – за ошибку не уволят, не лишат зарплаты, а терпеливо объяснят, что не так, и дадут возможность исправить.

– А что в Клинике тебе нравится больше всего?

– Здесь есть свобода творчества. Так, например, сейчас мы делаем ребрендинг «Первой линии». Мы сами захотели все поменять, и нам дали зеленый свет. Нас не просто всецело поощряют, но и помогают, предоставляя все необходимые ресурсы.

– Наверное, этот проект очень трудоемкий?

– Конечно, это глобальная работа с нуля: мы меняем логотип, цветовую палитру, делаем брендбук. Все это очень интересно! Когда мне передали право работать над визуалом Клиники, я работала с тем, что уже заложено в фирменный стиль. А здесь есть возможность создать что-то совершенно новое.

Над проектом мы работаем уже очень долго: начала я в декабре, но из-за сессии на некоторое время его отложила. А в марте в Клинику пришла Даша Савчук. Она учится в магистратуре, уже имеет большой дизайнерский опыт и теперь активно помогает мне. Мы хорошо сработались в команде: процесс пошёл быстрее.

– А есть проект, который особенно запомнился?

– Грантовый конкурс от «Росэнергоатома». В ноябре 2021 года мы начали работу. Сделали очень подробный проект – разобрали газеты, журналы концерна и в итоге придумали, как популяризировать проект среди людей, далеких от ядерной энергетики. А в начале декабря выиграли грант и подписали договор на реализацию своих идей! Нам утвердили два проекта: подкасты и комиксы. Я отвечала за визуальное оформление: делала обложку, рисовала иллюстрации. Наташа Гусева искала героев и писала тексты, а Настя Вилкова придумывала сюжетные линии в комиксах и переводила сложные физические теории на простой язык.

– Поговорим немного о планах на будущее. Планируешь ли ты развиваться в каких-то других сферах помимо дизайна?

– Я год была копирайтером. Работа с текстом дается мне тяжелее, чем дизайн. Но иллюстрировать тексты, делать к ним инфографику - определенно мое. Этот навык, который я получаю на журфаке и в Клинике, очень полезен в работе дизайнера. В будущем планирую продолжать развиваться в этом направлении. Дизайн – безграничное поле возможностей. И я пробую себя во всем понемногу.

– Алика, твой профессиональный путь впечатляет. А какие советы ты можешь дать тем, кто только делает свои первые шаги в дизайне?

– Самое главное для любой профессии – быть любопытным, браться за любые задачи. Ведь авторский взгляд может преобразить даже самое простое и сделать понятным самое сложное. Еще в нашей профессии нужно постоянно учиться, поскольку непрерывно меняются технологии, форматы и каналы коммуникации. Даже если ты считаешь, что уже полностью освоил какую-то программу, всегда можно поучиться чему-то новому. Пожалуй, важно не перегружаться. Это отбивает желание двигаться дальше. Стараться не перерабатывать и побольше отдыхать. И последнее – развивать насмотренность и кругозор. Они придадают дизайну глубину.

– И последнее. Какими тремя словами ты описала бы Клинику коммуникационных проектов?

– Портфолио, рост, бесценный опыт!

Авторы: Алина Демидова, Екатерина Ершова

5 сентября 2022

Ответственный за содержание: Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ Е. А. Шаркова
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: comm_clinic@spbu.ru.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.