WAG THE DOG: в Киноклубе обсудили тему фейков и инсценировок в медиа

14 апреля универсанты и гости Киноклуба встретились с Артуром Ходыревым – генеральным продюсером продакшн-студии ArtiAnt, специальным корреспондентом телеканалов «Россия-24» и «Санкт-Петербург». Встреча была посвящена теме фейков и инсценировок и их технологическому применению в медиаповестке.

По сложившейся традиции вместе с экспертом студенты посмотрели кинокартину «Хвост виляет собакой» (или «Плутовство») 1997 года режиссера Барри Левинсона. Название фильма отсылает к известной американской идиоме “wag the dog”, которая означает искусственное отвлечение общественности от важной, но неудобной для политиков проблемы. Что делать, если до президентских выборов осталось две недели, а рейтинг действующего правителя неуклонно падает из-за прогремевшего скандала, связанного с харассментом? Ловкое применение инструмента инсценировки и запуска фейков через СМИ показано в фильме с удивительной точностью. Главными «серыми кардиналами» театра политических действий становятся не политики, а политтехнологи, психологи и голливудский кинопродюсер. Спустя 25 лет фильм оказался крайне актуальным в современной действительности.

На встрече с участниками Киноклуба Артур Ходырев поделился с будущими коллегами профессиональным опытом и дал несколько советов, как не повестись на фейки и сохранить спокойствие в информационном хаосе.

Первое, что нужно сделать, чтобы отличить фейк от правды – проверить несколько источников информации. Также важно понимать, что объективной журналистики не бывает. Человек в первую очередь субъект, соответственно, журналистика может быть только субъективной, т.е. любая информация всегда отражает субъективную позицию. Однако трактовка и ложь – разные вещи. Верифицировать информацию на месте и как-то ее трактовать поможет только профессиональный опыт, кругозор и нравственные ориентиры. Следует внимательно проверять факты. К проверке любой информации есть два подхода. Первый – это обращаться к источникам, которые репутационно подтвердили свою авторитетность, например, к информагенствам. В ТАСС за фейк увольняют, а новость не публикуется, пока нет 100%-х подтверждений. Второй способ – не совсем очевидный. Это умение отличать журналистику фактов от журналистики, скажем, мнений.

В поисках правды эксперт посоветовал студентам читать и смотреть настоящих военных корреспондентов. «Военкоры – это особые люди, – отмечает Артур. – Я общался с некоторыми из них. Поверьте, никакие деньги не заставят человека прыгать под пулями для подготовки фейковых или лживых сюжетов».

В завершение встречи гость ответил на вопросы кинолюбителей и отметил самого активного участника книгой Теодора Драйзера «Финансист».

Текст: Евгения Онегина

Фото: Ксения Пирогова

4 мая 2022

Ответственный за содержание: Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ Е. А. Шаркова
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: comm_clinic@spbu.ru.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль