Клиническая практика
«Клиническая практика» — уникальный проект Санкт-Петербургского государственного университета. Это форма получения обучающимися практических навыков без отрыва от учебного процесса для решения задач, поставленных заказчиком- работодателем.
Формат «клинической практики»:
создает условия для осознанного профессионального самоопределения студента;
формирует навыки профессионального взаимодействия с заказчиками контента;
совершенствует личную культуру письменного и устного общения;
развивает навыки организации и планирования в профессиональной деятельности;
обеспечивает продвижение и саморазвитие студента;
позволяет студенту начать профессиональный путь при поддержке преподавателей, привлеченных к работе Клиники;
способствует развитию междисциплинарных компетенций обучающихся.
Что собой представляет клиническая практика в Клинике коммуникационных проектов СПбГУ?
Это практико-ориентированная деятельность студентов СПбГУ, направленная на исполнение заказов от работодателей и партнеров в рамках учебных дисциплин и профориентационных проектов.
Клиническая практика организуются на основе Положения о практике обучающихся по основным образовательным программам высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета, утвержденного приказом от 12.12.2017 №12836/1 (с последующими дополнениями и изменениями).
Какими могут быть заказы?
В рамках клинической практики студенты могут получить заказы на оказание консультационной помощи по любым коммуникационным вопросам, в частности:
на разработку концепции информационного сопровождения проекта, продукта, услуги, мероприятия и т.д.;
на разработку макета издания;
на подготовку контента для информационного ресурса;
на разработку PR-проекта или коммуникационной стратегии;
на анализ существующего коммуникационного проекта или продукта с целью получения обратной связи;
на анализ информационной активности конкурентов или партнеров заказчика;
на подготовку медиатекстов в различных журналистских и PR-жанрах;
на участие в проведении качественных и количественных методов исследования коммуникационной среды и т.д.
Кто станет заказчиками?
Клиническая практика реализуется в соответствии с тремя основными типами заказчиков:
традиционные партнеры СПбГУ, с которыми на протяжении определенного количества лет реализуются различные проекты профориентационного, образовательного и научно-исследовательского форматов (список можно посмотреть в разделе «Партнеры»);
учебные и научные подразделения СПбГУ, у которых есть запрос на коммуникационное сопровождение проектного типа;
новые заказчики, обратившиеся в Клинику коммуникационных проектов посредством заполнения электронной формы заявки.
Какие типы клинической практики существуют?
Мы предлагаем три типа клинической практики:
1-й тип – это работа студентов в учебных медиа и профориентационных проектах Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ вне учебных дисциплин, под кураторством руководителя либо учебного медиа, либо профориентационного проекта Клиники коммуникационных проектов.
2-й тип – это аудиторная работа командного типа с применением педагогического сопровождения клинической практики студентов в форме супервизии в рамках учебных дисциплин, ориентированной на выполнение проектов от заказчиков.
3-й тип – это внеаудиторная работа с участием студентов в проектах и мероприятиях заказчиков, курирование которой осуществляют как эксперт от заказчика, так и куратор от Клиники коммуникационных проектов (например, участие в качестве волонтеров или сотрудников пресс-служб форумов, конференций, фестивалей и т.д.).
Кто может пройти клиническую практику?
Клиническая практика ориентирована, в первую очередь, на студентов всех образовательных программ бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика»:
Бакалавриат:
ОП Журналистика (СВ.5033), Международная журналистика (СВ.5100), Реклама и связи с общественностью (СВ.5033)
Учебная практика (профессионально-ознакомительная практика) – 2, 3 семестры
Производственная практика (профессионально-творческая практика) – 4, 5, 6, 7 семестры
Производственная практика (преддипломная практика) – 8 семестр
Магистратура:
Журналистика (ВМ.5555), Международная журналистика (ВМ.5813), Реклама и связи с общественностью (ВМ.5609), Медиакоммуникации (ВМ.5782), Профессиональная речевая деятельность в массмедиа (ВМ.5741), Корпоративные коммуникации и реклама (ВМ.5867), Авторский аудиовизуальный проект (ВМ.5869), Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе (ВМ.5870), Исследовательская журналистика (ВМ.5871), Медиатекст в массовых коммуникациях (ВМ.5872)
Производственная практика (профессионально-творческая практика) – 2, 3 семестры
Производственная практика (научно-исследовательская практика) – 2 семестр
Производственная практика (педагогическая практика) – 4 семестр
Производственная практика (преддипломная практика) – 4 семестр
Помимо этого, в Клинике коммуникационных проектов могут пройти практику обучающиеся других образовательных программ СПбГУ, желающие попробовать свои силы в соответствующих профилю Клиники профессионально-ориентированных проектах.
Какие могут быть форматы прохождения практики?
Формата может быть два:
практика может быть организована дискретно, то есть чередоваться с теоретическими занятиями по основной образовательной программе в течение семестра;
практика может носить модульный характер, позволяющий комбинировать ее с другими видами практик.
Кто курирует практиканта?
Клиническую практику студент проходит под опекой одного или нескольких профильных специалистов, которые дают регулярную обратную связь и поддерживают практиканта на протяжении всего рабочего процесса:
руководителя клинической практики из числа кураторов учебных медиа- и профориентационных проектов;
тьютора практики из числа сотрудников Клиники, основная задача которых – включить подопечных в конкретные проекты, распределить задания, контролировать график их выполнения, оценивать качество завершенных работ;
супервизора клинической практики – преподавателя, осуществляющего непосредственный контроль за выполнением заказа в рамках учебной дисциплины;
эксперта проекта – представителя направления профессиональной подготовки или отраслевого специалиста, приглашенного Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ в рамках сотрудничества.
Как организуется производственный процесс в рамках заказа из вне?
Производственный процесс организован по принципу функционирования коммуникационного агентства. В Клинику поступает заявка от заказчика. После согласования заявки определяются условия выполнения заказа, ресурсы, заполняется и обсуждается бриф. Далее задачи коммуникационной направленности спускаются командам практикантов (в рамках учебных дисциплин или внеучебной практикоориентированной деятельности), которые под руководством тьютора и супервизора приступают к их реализации. В ходе производственного процесса эксперты от компании-заказчика консультируют креативные команды: читают вводные лекции, проводят сессию «вопрос-ответ», находятся в постоянном контакте с капитанами команд.
Как осуществляется контроль за исполнением заказа?
Внутреннюю приемку коммуникационных заказов осуществляет административный отдел Клиники коммуникационных проектов. В презентации заказа участвуют творческие группы студентов, супервизоры и кураторы профориентационных проектов. Административный отдел дает обратную связь, в соответствии с которой творческая группа имеет возможность внести финальные коррективы в заказ.
Внешнюю приемку коммуникационных заказов осуществляет непосредственно заказчик при участии административного отдела Клиники коммуникационных проектов, творческих групп студентов и супервизоров по желанию. По завершению сотрудничества заказчик оставляет обратную связь в форме резюме.
Как оцениваются результаты клинической практики?
Существует как минимум три варианта оценивания клинической практики студента:
1. Результаты участия обучающихся в деятельности Клиники коммуникационных проектов могут быть оценены как частичное освоение определенной дисциплины, в рамках которой студент выполнял заказ или осуществлял деятельность на учебных медиаресурсах Клиники.
2. Результаты прохождения клинической практики в течение учебного года могут быть приняты и оценены комиссией как ½ часть производственной практики (всех ее видов в соответствии с учебными планами бакалавриата и магистратуры всех реализуемых образовательных программ по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика») в отношении длительности ее прохождения и функционального содержания.
3. Клиническая практика может давать существенный балл в получении повышенной стипендии, а также при поступлении в магистратуру и аспирантуру.
А что в итоге?
По истечении сроков прохождения клинической практики каждому обучающемуся выдается характеристика, где указывается объем выполненных работ, творческие и организационные качества практиканта, рекомендации по дальнейшему профессиональному росту. Данная характеристика вместе с распечатанными и заверенными руководителем Клиники коммуникационных проектов материалами, а также дневником практики предоставляются обучающимся для прохождения аттестации в установленные сроки.
Хочу! Как подать заявку на прохождение практики?
Необходимо заполнить электронную заявку и направить ее на наш адрес comm_clinic@spbu.ru.