ГАВРА Дмитрий Петрович

ГАВРА Дмитрий Петрович
ГАВРА Дмитрий Петрович

Заведующий кафедрой, профессор, доктор социологических наук
d.gavra@spbu.ru

Публикационная активность в системе Pure

Дмитрий Петрович Гавра – доктор социологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации.

Почетный профессор СПбГУ.

Президент Российской ассоциации преподавателей по связям с общественностью (АПСО).

В 1978 году окончил Ленинградский политехнический институт, в 1990 году – Ленинградский государственный университет (ныне – СПбГУ). Работал старшим лаборантом, младшим, старшим научным сотрудником Института социально-экономических проблем (ИСЭП) АН СССР, ведущим научным сотрудником, заместителем заведующего отделом ИСЭП РАН.

С 1985 года – кандидат экономических наук. Преподавательскую деятельность на факультете социологии СПбГУ начал в 1993 году. Диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук защитил в диссертационном совете факультета социологии СПбГУ в 1995 году. В 2000 году получил звание профессора по кафедре прикладной и отраслевой социологии факультета социологии СПбГУ.

В СПбГУ Д. П. Гавра работает с февраля 1996 года. Он занимал должности заведующего лабораторией «Центр социологических исследований факультета социологии СПбГУ», профессора кафедры прикладной и отраслевой социологии, заместителя декана факультета социологии СПбГУ по научной работе.

В 2000 году на факультете журналистики СПбГУ создал и возглавил первую в России кафедру теории коммуникации. С 2010 года – заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики.

С 2012 года – заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Член Ученого совета Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, член Ученого совета СПбГУ.

В 2008 году получил Премию Правительства РФ «за подготовку высококвалифицированных кадров для средств массовой информации и разработку типологической модели современных российских средств массовой информации». В 2012 году удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Профессор Д. П. Гавра – организатор первой в российской высшей школе кафедры теории коммуникации (2000 г.), создатель и руководитель Санкт-Петербургской школы коммуникационных исследований. Под его руководством разработана концепция внедрения коммуникативной составляющей в подготовку современных российских журналистов, специалистов в области связей с общественностью и рекламы. В результате система подготовки специалистов в области массовой коммуникации в Санкт-Петербургском государственном университете получила новое развитие, что позволило приблизить ее к самым современным образовательным системам мира. С его участием и под его методическим руководством разработана система дистанционных курсов по теории и практике эффективных коммуникаций для всех уровней подготовки, реализуемая с 2020 на всех образовательных программах СПбГУ.

Как ученый Д. П. Гавра сосредоточивает свое внимание на таких проблемах, как теория массового сознания, методология и методика изучения общественного мнения, проблемы формирования мнения и манипулирования массовым сознанием, теория и практика стратегических коммуникаций в политике и бизнесе. Им разработана институциональная концепция общественного мнения, предложены новые подходы к определению его структуры и функций. Важным вкладом в теорию общественного мнения является предложенная Д. П. Гаврой теоретическая схема взаимодействий общественного мнения с институтами власти и управления в современном обществе, опирающаяся на специально разработанную систему критериев для определения характера режима взаимодействия. Также им разработаны практические схемы и механизмы использования данных массовых опросов при подготовке внедрения социально-экономических инноваций и разработке планов и программ социального развития. Им и его учениками выполнен ряд эмпирических проектов по изучению социальных коммуникаций и восприятия СМИ в России.

Д. П. Гавра и научная школа под его руководством сосредотачивают свое внимание на проблематике территориального маркетинга и имиджмейкинга (с 2008 года), а также на цифровой трансформации системы стратегических коммуникаций в бизнесе и политике (с 2012 года).

Им обоснована сферно-субстанциональная модель внешнего имиджа государства/региона, предложены инструменты цифрового маркетинга территории.

В рамках грантовых проектов Д. П. Гавра обращается к теории коммуникативного капитализма и в работах его и его учеников обосновываются современные модели цифрового труда и цифровой эксплуатации, предлагаются подходы к интерпретации процессов медиатизации общественной жизни на разных уровнях социальной иерархии. В 2017-2023 гг. разработана концепция трансформации цифровых властных практик в рамках подходов критического диджитализма.

Под руководством и при участии Д, П. Гавры выполнено значительное количество грантовых проектов российских и зарубежных научных фондов. К числу наиболее важных из них отнесем гранты “BRICS Media systems in Flux” (исполнитель, Академия наук Финляндии, 2012-2016), «Мультимедийное обеспечение защиты и продвижения русскоязычной терминологии в профессиональных сферах» (исполнитель, ФЦП «Русский язык», 2016), «Инновационные методологии обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» (исполнитель, 2018-2020), «Концепция коммуникативного капитализма: теоретико-методологические основания и эмпирическая операционализация» (руководитель, РФФИ, 2018), «Медиатизация локальных инцидентов как механизм мобилизации политического протеста в информационно-сетевом обществе» (руководитель, РФФИ, 2020-2022), «Россия в медиадискурсе современной Италии в условиях информационного противостояния с Западом» (руководитель, РФФИ, 2020-2021).

Профессор Д. П. Гавра ведет большую научно-организационную работу. Был координатором Инновационного образовательного проекта "Деловая журналистика и бизнес коммуникация" Национального проекта "Образование"(2006-2009).

По его инициативе с 2014 в СПбГУ регулярно проводится международная научно-практическая конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», председателем программного комитета он является все эти годы. Эта конференция традиционно собирает наиболее авторитетных ученых специалистов по рекламе связям с общественностью и стратегическим коммуникации из России и зарубежья.

Член редколлегий научных журналов по вопросам теории коммуникации, массовых коммуникаций, рекламе и связям с общественностью, политологии в России и Казахстане. Заместитель главного редактора журнала «Российская школа связей с общественностью».

В 2018 году избран Президентом Всероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей по связям с общественностью», объединяющей преподавателей по направлению «Реклама и связи с общественностью» вузов Российской Федерации и координирующей их научное и методическое сотрудничество.

Д. П. Гавра принимает активное в международном научном сотрудничестве. В качестве приглашенного профессора в 1996 – 2021 гг. читал лекции в университетах США, Германии, Швеции, Дании, Италии, Финляндии, КНР, Казахстана. Координатор международного образовательного проекта в области бизнес-коммуникации с Высшей коммерческой школой Парижа, Франция (2008-2010), координатор российского участия в международном консорциуме университетов "Медиа, культура и коммуникация" (Франция, Германия, Великобритания, Россия (2007-2011).

Является членом диссертационного совета по присуждению научных степеней доктора наук Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан). Является членом международных ассоциаций в области массовых коммуникаций и связей с общественностью IAMCR, EUPRERA, регулярно выступает с приглашенными докладами на международных научных конференциях за рубежом. Руководит аспирантами и соискателями из КНР, Республики Корея, Республики Казахстан.

Д. П. Гавра ведет большую научно-методическую работу, являясь членом ФУМО по группе специальностей «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». Как член УМС по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» участвовал в разработке ФГОС по данному направлению, координировал разработку ПООП по уровню подготовки «магистратура». Является научным руководителем программ магистратуры СПбГУ по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», руководителем магистерских программ «Корпоративные коммуникации и реклама», «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике».

Д. П. Гавра - автор более 340 научных публикаций, в том числе монографий и учебников по учебным дисциплинам по направлению «Реклама и связи с общественностью» (в том числе, под грифом УМО). Имеет главы в монографиях, опубликованных в авторитетных академических издательствах в США, Великобритании, Германии, Казахстане. Регулярно публикуется в ведущих научно-исследовательских изданиях в России и за рубежом. В 1996-2024 гг. его работы опубликованы в изданиях США, Германии, Швеции, Дании, Великобритании, КНР, ЮАР, Бразилии, Казахстана. Количество публикаций в базах SCOPUS – 26, WOS CC – 18.

Профессор Д. П. Гавра – руководитель авторитетной научной школы. Под его руководством защищены 3 докторские, 35 кандидатских диссертаций по социологическим, политическим и филологическим наукам. Его ученики занимают важные посты в крупных компаниях, федеральных органах государственной власти.

Д. П. Гавра активно включен в выполнение научно-практических работ и экспертных работ. В 1995 – 2005 гг. он является руководителем Экспертной группы Комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В 1997 - 2003 годах – координатор-консультант раздела "Формирование устойчивой социальной среды" Стратегического плана Санкт-Петербурга. В 2003-2008 гг. – член проектного комитета при Губернаторе Санкт-Петербурга. Член Общественного совета при Избирательной комиссии Санкт-Петербурга (2002-2008). В 2009 – 2011 гг. - руководитель экспертного совета Балтийского губернаторского клуба. Член Общественного совета ТРК «Санкт-Петербург» (с 2015 г.). Член Общественного совета Санкт-Петербурга по проблемам пожилых людей (с 2014 г.). Член общественного совета Комитета внешних связей Правительства Санкт-Петербурга (с 2015 г.).

В 2006 году за вклад в развитие журналистского образования Д. П. Гавре объявлена благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетной грамотой Губернатора Ленинградской области, неоднократный Лауреат Премии за педагогическое мастерство СПбГУ.

Победитель и лауреат авторитетных профессиональных конкурсов.

•    Победитель международного конкурса в области имиджелогии «Имидж-директория» (Лучший проект года) (2009 г.).

•    Лауреат Уральского конкурса в области связей с общественностью «Белое крыло» (2009).

•    Финалист конкурса IPRA-Proba Golden World Awards (Лучшая PR-кампании в Интернете).

•    Победитель международного конкурса в области связей с общественностью «Золотой соболь» (2011) – лучшая образовательная программа по связям с общественностью.

Масштабная работа в области теории общественного мнения, теории и практики стратегических коммуникаций в политике и бизнесе, проделанная Д. П. Гавра и представителями возглавляемой им петербургской научной школы выдвинула ее руководителя на одну из лидирующих позиций среди отечественных ученых-теоретиков. За последние годы эта научная школа стала одним из ведущих научно-образовательных центров в области связей с общественностью в России. Под руководством Д. П. Гавры ежегодно проводятся представительные форумы с участием исследователей и преподавателей в области стратегических коммуникаций и практиков в области связей с общественностью, посвященные обсуждению новейших тенденций в профессиональной подготовке будущих специалистов по публичным коммуникациям и обмену опытом в этой области.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.